Оксана Климова
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности.
По данным ВОЗ, ежедневно во всем мире гибнет около 2300 детей по причине неумышленной травмы или несчастного случая:
• В дорожно-транспортных происшествиях- 720 детей
• От утоплений – 480 детей
• От ожогов – 260 детей
• В результате падений – 130 детей
• От отравлений – 125 детей.
Россия находится на первом месте в мире по детскому травматизму.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС» размещена в разделах
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных,
случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Работая в детском саду, мы замечаем, что дети стали менее самостоятельными, часто безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому педагоги стоят перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Организация образовательного процесса связана с созданием условий для ее реализации, в том числе и безопасных условий. Большого внимания на сегодняшний день требует правильное выстраивание взаимодействия между всеми сотрудниками детского учреждения.
Безопасность жизнедеятельности большой блок, который включает в себя множество аспектов: охрана труда, пожарная, антитеррористическая безопасность, безопасность дорожного движения, ЗОЖ, ОБЖ, валеологию, совместную деятельность с медицинскими работниками (проверка аптечек в групповых комнатах, проведение занятий с сотрудниками ДОУ по оказанию первой медицинской помощи и т. д.).
Как же можно обеспечить безопасность образовательного процесса в ДОУ:
- безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, с соблюдением мер противопожарной безопасности)
- правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства, а также моющие средства находятся в недоступном для детей месте);
- подобранная по росту детей мебель и ее маркировка;
- маркировка постельного белья и полотенец; правильное освещение.
- организация процесса проветривания и обеспечение необходимого теплового режима в зимнее время; организация питьевого режима.
- необходимо иметь автоматизированную противопожарную систему оповещения и обеспеченность необходимым количеством противопожарных средств;
- все запасные выходы должны быть легкодоступны и находится в полном порядке;
- должны выполнятся правила пожарной безопасности; соблюдаться противопожарный режим.
- необходимо иметь план эвакуации людей и инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой эвакуации.
- согласно плану систематически проводить эвакуационные занятия, на которых отрабатывать действия всех участников образовательного процесса и работников детского сада на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
- регулярно проводить беседы и инструктажи по правилам техники безопасности с различными категориями сотрудников детского сада; не пользоваться в группах электрическими приборами.
Большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей.
Образовательным организациям, как правило принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций.
Основные цели и задачи формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) предполагает решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применяемости;
- полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.
Для того, чтобы наша с вами работа дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей. Мы, как люди более осведомленные в вопросах воспитания должны объяснить всем воспитывающим взрослым, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни.
Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правилами поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих:
- оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
- сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
- сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и сформировать уверенность и защищенность человека (социальная, психологическая безопасность).
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующие особенности:
- стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- недостаточный опыт или (его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др. ;
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка – дошкольника :
- опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома или на улице);
- опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
- опасности на природе
Мероприятия по формированию основ безопасности целесообразно проводить по 5 направлениям:
Информационное - обучение Правилам, формирование знаний по безопасному поведению.
развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения.
Воспитательное - формирование мотивации ответственного поведения.
методическое - методическое обеспечение, создание окружающей развивающей среды (в помещении, на игровых площадках, территории ДОУ)
контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности полученных детьми знаний и умений (анкетирование, мониторинги, тестирование)
Мы уверены, если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, то в большинстве своем этих опасностей можно избежать.