Софья Кривошеева
Формирование представлений о растительном мире у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему:
«Путешествие по экологической тропе»
Цель: Расширить и уточнить знания детей о приспособлении растений и животных к неблагоприятным условиям внешней среды, поздней осени (день становится короче, холодно, часто идут дожди, лиственные деревья стоят без листьев); учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре; формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому; обогащать и активизировать словарь: поздняя осень, живая и неживая природа, приспособились, приблизились, подкармливать, короче, холоднее.
Публикация «Формирование представлений о растительном мире у старших дошкольников» размещена в разделах
Методы и приемы: наблюдение, вопросы и объекты детей, художественное слово, сюрпризный момент, игра, сравнение, обследование.
Предварительная работа : в тайне от детей готовить письма от сказочного героя - хозяина тропы Лесовичка и деревьев (рядом с деревом должна лежать лопатка). Наблюдение за изменениями в природе, за деревьями, знакомство с признаками золотой и поздней осени. Заучивание стихотворений о природе Есенина, Пушкина, Фета.
Приготовить костюм для Лесовичка, две кормушки для птиц, корзинки с подарками деревьев, на дерево повесить подарки Лесовичка (волшебное дерево).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что мы живем в окружении природы - живой и неживой. А как вы понимаете слова "живая природа"? Дети: Все, что двигается: птицы, животные.
Воспитатель: А деревья живы?
Дети: Живые.
Воспитатель: Да, они живые: дышат, питаются, растут, но не передвигаются, только листочки всегда поворачиваются к солнышку. Как вы понимаете слова "неживая природа"?
Дети: Это воздух, камни, вода, неба, солнце.
Воспитатель: Вспомните, какая прекрасная природа окружала нас летом.
Дети: Все было зелено, цвели цветы, ярко светило солнце.
Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется.
Дети: Это время года осенью зовется!
Воспитатель: День стал короче, солнце дает мало тепла, дожди, сильный холодный ветер, первые заморозки и снег, перелетные птицы улетели на юг. Как вы думаете: в этих переменах чувствуется влияние неживой природы на живую?
Дети: Да, живая природа приспосабливается. (Дети вместе с воспитателем вступают на экологическую тропу).
Воспитатель: Хозяин тропы Лесовичок приглашает нас в гости. Вот какое письмо он прислал нам:
«Дорогие мои маленькие друзья, я приглашаю вас в гости к себе и к моим верным друзьям - деревьям! В конце тропы вас ждет сюрприз, но сначала вы должны ответить на вопросы липы, рябины, березы и выполнить все их просьбы и задания, которые вы найдете в письмах, а письма спрятаны на деревьях, отыщите их. Деревья приготовили подарки для вас и от вас ждут подарков. Итак, путешествие начинается! В путь друзья! Желаю удачи! А я буду наблюдать за вами и в конце тропы вам покажусь. Ваш Лесовичек.»
Воспитатель: Ребята, здесь еще что-то есть (достает карту). Лесовичек нам ее прислал, чтобы мы не сбились с тропы, за которой он будет наблюдать. Посмотрите, какая интересная карта, а вместо деревьев - листочки, что, ребята, пойдем по тропе? С какого же дерева первый листочек? И на что он похож?
Дети: С липы, похож на сердечко!
Воспитатель: А кто из, вас видит липу? Правильно, вот она! А вот и письмо!
Письмо липы: «Я очень рада вам. Я очень люблю, когда ко мне приходят гости. Давайте поздороваемся, возьмите меня за веточки, только не поломайте, а то мне будет больно. Теперь внимательно посмотрите на мой ствол. Какой он? Какого цвета кора? (Толстый, темно - серого цвета).»
Воспитатель: А кто опишет липу?
Дети: У липы красивый прямой ствол, на котором густо растут ветки. Летом у нее богатый зеленый наряд, а теперь она приготовилась к встрече зимы.
Липа: Милые ребятки, вскопайте вокруг меня землю (вскапывают). Спасибо! Постойте и посмотрите, как колышутся мои ветки. Почему они колышутся?
Дети: Их колышет ветер.
Липа: Вспомните, на что похожи мои цветочки, мои плоды, чем они полезны и почему ко мне любят прилетать пчелы?
Дети: Цветочки и плоды лечебные, пчелы собирают нектар, потому что цветы очень хорошо пахнут и они полезные.
Липа: Что ж, на все вопросы вы ответили правильно. За это на память я вам дарю мои цветочки, (дети благодарят липу).
Воспитатель: А ведь мы тоже приготовили подарки для липы! (Дети читают стихи, вешают кормушку для птиц, которые расправляются с вредителями, спрятавшихся под корой липы).
Воспитатель: Какой второй листочек? На что он похож? В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка?
Дети: Это рябина.
Дети отправляются на поиски рябины (согласно карте). Письмо рябины: «Дорогие ребята, наконец - то вы ко мне пришли! Давайте поздороваемся (дети обнимают рябину). Погладьте мою кору! Какая она на ощупь? (Кора у рябины гладкая). А теперь померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли. Ну. кто из нас сильнее? Конечно, я! А теперь подумайте и скажите: что меня держит в земле?»
Дети: Рябину, держат в земле корни.
Воспитатель: А для чего они нужны?
Дети: Корни рябине нужны для того, чтобы брать воду из почвы. Ребята, а кто знает, почему меня любят птицы и какие именно?
Дети: Те птицы, которые остаются на зиму, любят полакомиться вкусными ягодами рябины.
Рябина: Молодцы! берите мои красивые ягоды и не забывайте обо мне!
Воспитатель: А ведь мы приготовили в подарок стихотворение о рябине!
Красну ягоду дала мне рябина,
Думала я, что сладкая, а она, как хина.
То ли это ягода просто не дозрела,
То ль рябина хитрая подшутить хотела.
Все прощаются с рябиной и отправляются дальше по тропе.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой последний листочек на этой интересной карте? А чтобы вы смогли отгадать, я вам загадаю загадку: Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Шапочка в белой одежке,
Свесив сережки.
Дети: Это лист березы.
Письмо березы: «Я очень вам рада. Здравствуйте. Погладьте мою кору, какая она на ощупь и какого цвета?»
Воспитатель: Ребята, вспомним, какая береза была летом?
Дети: Летом береза похожа на стройную, кудрявую красавицу в зеленом сарафане. Цветочки похожи на длинные сережки.
Воспитатель: Ранней осенью береза меняет свой богатый зеленый наряд на золотой. Поздней осенью золотые листья опали, теперь видно стройный белый ствол с черными полосками. Береза приготовилась к наступлению зимы. А на что похожи ее плоды и семя?
Дети: У березы плод похож на маленький орешек, семя -крылатка.
Береза: Ребята, а как вы докажите, что мы с липой и рябиной деревья, а не кустарники?
Дети: У деревьев один ствол и толстый, а у кустарников много тонких.
Воспитатель: Чем полезна береза?
Береза: У березы очень вкусный, полезный сок, лечебные почки. Береза: У меня есть еще одна просьба: очень мы, березы, любим слушать песни и стихи. Не могли бы вы что - нибудь спеть?
Дети: Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
(Дети водят хоровод и поют песню).
Ой, березка моя зелененькая,
Кудреватая, веселенькая.
Близ тебя, березонька, -
Трава шелковая,
Под тобой березонька, -
Вода ключевая.
На тебе, березонька, -
Соловьи поют.
Вокруг тебя, березонька, -
Красны девушки
Хоровод ведут.
Воспитатель: Ребята, давайте и березе подарим кормушку для птиц!
Береза: Ребята, возьмите на память о нашей встрече листочки, приходите еще. До свидания.
Воспитатель: Итак, мы успешно справились с заданием Лесовичка. Думаю, что он должен быть доволен.
(Из - за дерева появляется Лесовичок).
Лесовичок: Молодцы, ребята. Вы меня порадовали. А скажите, каких вы знаете птиц. (Перелетных и зимующих). А почему они так называются?
Я вижу, вы помогаете птицам перезимовать, развесили кормушки. Спасибо вам!
А сейчас вас ждет мой главный сюрприз - волшебное дерево. Как вы думаете, есть деревья, на которых растут конфеты и другие приятные сюрпризы?
Не знаю, как и где, а в моем волшебном царстве такое дерево есть. Ищите его!
(Дети находят приготовленные подарки, благодарят Лесовичка, прощаются с ним). Воспитатель: Вот и закончился наш поход в гости к деревьям. Понравился он вам? Сейчас мы вернемся в группу и нарисуем наших новых друзей: липу, березу, рябину.