Папки-передвижки

Формирование представлений о растительном мире у старших дошкольников

Софья Кривошеева
Формирование представлений о растительном мире у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия на тему:

«Путешествие по экологической тропе»

Цель: Расширить и уточнить знания детей о приспособлении растений и животных к неблагоприятным условиям внешней среды, поздней осени (день становится короче, холодно, часто идут дожди, лиственные деревья стоят без листьев); учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре; формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому; обогащать и активизировать словарь: поздняя осень, живая и неживая природа, приспособились, приблизились, подкармливать, короче, холоднее.

Публикация «Формирование представлений о растительном мире у старших дошкольников» размещена в разделах

Методы и приемы: наблюдение, вопросы и объекты детей, художественное слово, сюрпризный момент, игра, сравнение, обследование.

Предварительная работа : в тайне от детей готовить письма от сказочного героя - хозяина тропы Лесовичка и деревьев (рядом с деревом должна лежать лопатка). Наблюдение за изменениями в природе, за деревьями, знакомство с признаками золотой и поздней осени. Заучивание стихотворений о природе Есенина, Пушкина, Фета.

Приготовить костюм для Лесовичка, две кормушки для птиц, корзинки с подарками деревьев, на дерево повесить подарки Лесовичка (волшебное дерево).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что мы живем в окружении природы - живой и неживой. А как вы понимаете слова "живая природа"? Дети: Все, что двигается: птицы, животные.

Воспитатель: А деревья живы?

Дети: Живые.

Воспитатель: Да, они живые: дышат, питаются, растут, но не передвигаются, только листочки всегда поворачиваются к солнышку. Как вы понимаете слова "неживая природа"?

Дети: Это воздух, камни, вода, неба, солнце.

Воспитатель: Вспомните, какая прекрасная природа окружала нас летом.

Дети: Все было зелено, цвели цветы, ярко светило солнце.

Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется.

Дети: Это время года осенью зовется!

Воспитатель: День стал короче, солнце дает мало тепла, дожди, сильный холодный ветер, первые заморозки и снег, перелетные птицы улетели на юг. Как вы думаете: в этих переменах чувствуется влияние неживой природы на живую?

Дети: Да, живая природа приспосабливается. (Дети вместе с воспитателем вступают на экологическую тропу).

Воспитатель: Хозяин тропы Лесовичок приглашает нас в гости. Вот какое письмо он прислал нам:

«Дорогие мои маленькие друзья, я приглашаю вас в гости к себе и к моим верным друзьям - деревьям! В конце тропы вас ждет сюрприз, но сначала вы должны ответить на вопросы липы, рябины, березы и выполнить все их просьбы и задания, которые вы найдете в письмах, а письма спрятаны на деревьях, отыщите их. Деревья приготовили подарки для вас и от вас ждут подарков. Итак, путешествие начинается! В путь друзья! Желаю удачи! А я буду наблюдать за вами и в конце тропы вам покажусь. Ваш Лесовичек.»

Воспитатель: Ребята, здесь еще что-то есть (достает карту). Лесовичек нам ее прислал, чтобы мы не сбились с тропы, за которой он будет наблюдать. Посмотрите, какая интересная карта, а вместо деревьев - листочки, что, ребята, пойдем по тропе? С какого же дерева первый листочек? И на что он похож?

Дети: С липы, похож на сердечко!

Воспитатель: А кто из, вас видит липу? Правильно, вот она! А вот и письмо!

Письмо липы: «Я очень рада вам. Я очень люблю, когда ко мне приходят гости. Давайте поздороваемся, возьмите меня за веточки, только не поломайте, а то мне будет больно. Теперь внимательно посмотрите на мой ствол. Какой он? Какого цвета кора? (Толстый, темно - серого цвета)

Воспитатель: А кто опишет липу?

Дети: У липы красивый прямой ствол, на котором густо растут ветки. Летом у нее богатый зеленый наряд, а теперь она приготовилась к встрече зимы.

Липа: Милые ребятки, вскопайте вокруг меня землю (вскапывают). Спасибо! Постойте и посмотрите, как колышутся мои ветки. Почему они колышутся?

Дети: Их колышет ветер.

Липа: Вспомните, на что похожи мои цветочки, мои плоды, чем они полезны и почему ко мне любят прилетать пчелы?

Дети: Цветочки и плоды лечебные, пчелы собирают нектар, потому что цветы очень хорошо пахнут и они полезные.

Липа: Что ж, на все вопросы вы ответили правильно. За это на память я вам дарю мои цветочки, (дети благодарят липу).

Воспитатель: А ведь мы тоже приготовили подарки для липы! (Дети читают стихи, вешают кормушку для птиц, которые расправляются с вредителями, спрятавшихся под корой липы).

Воспитатель: Какой второй листочек? На что он похож? В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка?

Дети: Это рябина.

Дети отправляются на поиски рябины (согласно карте). Письмо рябины: «Дорогие ребята, наконец - то вы ко мне пришли! Давайте поздороваемся (дети обнимают рябину). Погладьте мою кору! Какая она на ощупь? (Кора у рябины гладкая). А теперь померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли. Ну. кто из нас сильнее? Конечно, я! А теперь подумайте и скажите: что меня держит в земле?»

Дети: Рябину, держат в земле корни.

Воспитатель: А для чего они нужны?

Дети: Корни рябине нужны для того, чтобы брать воду из почвы. Ребята, а кто знает, почему меня любят птицы и какие именно?

Дети: Те птицы, которые остаются на зиму, любят полакомиться вкусными ягодами рябины.

Рябина: Молодцы! берите мои красивые ягоды и не забывайте обо мне!

Воспитатель: А ведь мы приготовили в подарок стихотворение о рябине!

Красну ягоду дала мне рябина,

Думала я, что сладкая, а она, как хина.

То ли это ягода просто не дозрела,

То ль рябина хитрая подшутить хотела.

Все прощаются с рябиной и отправляются дальше по тропе.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой последний листочек на этой интересной карте? А чтобы вы смогли отгадать, я вам загадаю загадку: Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Шапочка в белой одежке,

Свесив сережки.

Дети: Это лист березы.

Письмо березы: «Я очень вам рада. Здравствуйте. Погладьте мою кору, какая она на ощупь и какого цвета?»

Воспитатель: Ребята, вспомним, какая береза была летом?

Дети: Летом береза похожа на стройную, кудрявую красавицу в зеленом сарафане. Цветочки похожи на длинные сережки.

Воспитатель: Ранней осенью береза меняет свой богатый зеленый наряд на золотой. Поздней осенью золотые листья опали, теперь видно стройный белый ствол с черными полосками. Береза приготовилась к наступлению зимы. А на что похожи ее плоды и семя?

Дети: У березы плод похож на маленький орешек, семя -крылатка.

Береза: Ребята, а как вы докажите, что мы с липой и рябиной деревья, а не кустарники?

Дети: У деревьев один ствол и толстый, а у кустарников много тонких.

Воспитатель: Чем полезна береза?

Береза: У березы очень вкусный, полезный сок, лечебные почки. Береза: У меня есть еще одна просьба: очень мы, березы, любим слушать песни и стихи. Не могли бы вы что - нибудь спеть?

Дети: Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых.

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

(Дети водят хоровод и поют песню).

Ой, березка моя зелененькая,

Кудреватая, веселенькая.

Близ тебя, березонька, -

Трава шелковая,

Под тобой березонька, -

Вода ключевая.

На тебе, березонька, -

Соловьи поют.

Вокруг тебя, березонька, -

Красны девушки

Хоровод ведут.

Воспитатель: Ребята, давайте и березе подарим кормушку для птиц!

Береза: Ребята, возьмите на память о нашей встрече листочки, приходите еще. До свидания.

Воспитатель: Итак, мы успешно справились с заданием Лесовичка. Думаю, что он должен быть доволен.

(Из - за дерева появляется Лесовичок).

Лесовичок: Молодцы, ребята. Вы меня порадовали. А скажите, каких вы знаете птиц. (Перелетных и зимующих). А почему они так называются?

Я вижу, вы помогаете птицам перезимовать, развесили кормушки. Спасибо вам!

А сейчас вас ждет мой главный сюрприз - волшебное дерево. Как вы думаете, есть деревья, на которых растут конфеты и другие приятные сюрпризы?

Не знаю, как и где, а в моем волшебном царстве такое дерево есть. Ищите его!

(Дети находят приготовленные подарки, благодарят Лесовичка, прощаются с ним). Воспитатель: Вот и закончился наш поход в гости к деревьям. Понравился он вам? Сейчас мы вернемся в группу и нарисуем наших новых друзей: липу, березу, рябину.

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы Задачи: 1. Обобщить представления детей о деревьях, кустарниках, цветах. 2. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя.

Формирование математических представлений у дошкольников в личностно-ориентированном обучении ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОРОНЕЖСКОЙ.

Формирование любознательности и представлений о домашних животных у старших дошкольников с ОВЗ в процессе реализации проекта Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие.

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о о животном мире через использование метода моделирования. Проблемой экологического.

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так.

Формирование у старших дошкольников представлений о правилах безопасности поведения на улице 1 Слайд Проблема: Легко ли научить ребенка вести себя на улице? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «В мире доброты» Цель. - Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; -Совершенствовать коммуникативные навыки.

Образовательная программа «Формирование представлений об окружающем мире и привычки к здоровому образу жизни» В программе выделены две части: 1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни. 2. Воспитывающий компонент.

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о растительном мире у старших дошкольников
Опубликовано: 9 мая 2016 в 07:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о растительном мире у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Софья Кривошеева (УИ 538661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД