Наталья Базаркина
Консультация для родителей «Формирование представлений о родном крае у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с окружающим миром, с родным краем составляющей частью входит во все программы дошкольного образования федерального и регионального уровня. Анализ комплексных программ «Воспитание и обучение в детском саду» (под ред. А. М. Васильевой, «Детство», «Истоки», программы национально-регионального компонента дошкольного образования «Валдоня» показал, что в содержание образования дошкольников включаются элементарные сведения о республике, о городе, населенном пункте, в которых они проживают.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование представлений о родном крае у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
В программе «Валдоня» отмечается, что в детском саду даются элементарные историко-географические представления о мордовском крае. Рекомендуется сообщить детям сведения об особенностях климата лесостепной зоны: достаточно теплое лето и холодная зима, отметить, что по территории республики протекает множество рек (крупнейшими являются Мокша и Сура, имеются большие и малые озера. Черноземные поля чередуются с широкими лугами, березовые рощи соседствуют с сосновыми борами и смешанными лесами
На занятиях по познавательному развитию рассказывается о разнообразии животного мира мордовского края, где обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, белки, хомяки, тушканчики, бобры, изредка встречаются бурый медведь, лесная куница, черный хорек, барсук, норка, выдра.
Авторы-составители программы «Валдоня» рекомендуют связать название республики с мордовским народом, который издавна проживает на этой территории. При этом детям даются краткие сведения из истории этого народа, перечисляются самые многочисленные народы, проживающие на территории Мордовии (русские, мордва, татары, а также называются те народы, представителями которых являются дети данной группы. Естественно, при этом педагог подробно останавливается на мордовском этносе, отмечает, что у этого народа, как и у других, есть свой язык, традиции, обряды, песни, танцы, национальный костюм.
Также детей знакомят со столицей Республики Мордовии – городом Саранск, который получил свое имя по названию реки Саранки; с гербом города Саранска. Углубляя представления об окружающем мире, называются старейшие города республики (Ардатов, Инсар, Краснослободск, Рузаевка, Темников); опираясь на фольклорные, исторические, этнографические материалы, рассказываются истории города или села; перечисляются улицы, имеющие мордовские названия, дается их перевод на русский язык.
Так же в программе «Валдоня» рекомендуется знакомить детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного города, которые внесли определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования, искусства. На этом этапе достаточно назвать фамилии и имена этих людей, показать фотографии, посетить места, связанные с их деятельностью, коротко рассказать об их заслугах перед обществом.
Целесообразно познакомить детей с названиями улиц, имеющих связь с историей мордовского народа. Это воспитывает чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что важным моментом при знакомстве с национальными особенностями родного края является посещение краеведческого музея. При осмотре композиций педагог заостряет внимание на отделе, где выставлена национальная одежда мордвы, показан быт мордовского крестьянина, орудия труда. Осмотр этой экспозиции сопровождается краткими комментариями, доступными для понимания детей.
Расширяя и уточняя знания детей о национальных особенностях края, во многих дошкольных учреждениях стало традицией проводить один из праздников народного календаря, который традиционно празднуется мордовским народом. В процессе подготовки к этим мероприятиям педагоги вместе с детьми рассматривают национальный костюм мордвы, изготавливают элементы этого костюма и помещают их в игровой уголок или уголок национальной культуры. Кроме того, можно предложить приготовить блюда национальной кухни, привлекая для этого родителей и сотрудников дошкольных учреждения.
Краеведческое исследование территории, на которой находится детский сад,- это еще одна важная задача образования. На базе ДОУ имеется материал о природных особенностях, историческом прошлом края, конкретно того места, где находится детский сад. Такой материал полезен для любого образовательного учреждения и может быть использован в педагогическом процессе в самых различных вариантах: на родительских собраниях, на занятиях с детьми, на семинарах с воспитателями. Подробные сведения о особенностях ближайшего окружения помогут интересно осуществлять воспитание детей - проводить экскурсии, прогулки и т. д.
Еще одной формой ознакомления дошкольников с родным краем является игра. Ее цель - с наибольшим учетом психологических и возрастных возможностей, а также интереса детей к игровой деятельности организовать процесс углубления, систематизации и обогащения представлений об окружающем, связать знания с конкретной практической деятельностью ребенка.
Организуя игру (дидактическую, сюжетно-ролевую, сюжетно-подвижную или игру - драматизацию) педагог должен помнить о своеобразии игровой деятельности, о структуре каждого вида игры, об обязательных ее компонентах: дидактической цели, игровых правилах, игровых действиях. Педагог объяснит детям, какие правила нужно выполнить, какие роли есть в игре, какие «обязанности» имеет каждая роль, кто считается выигравшим.
Также в дошкольном учреждении в целях ознакомления с родным краем используется наблюдение с элементами практического занятия.
Цель его следующая - расширить чувственный опыт детей, дать им новые сведения о родной природе через непосредственное наблюдение. Этот тип занятия целесообразно проводить тогда, когда дети знакомятся с объектами живой природы, решают логические задачи.
Все это не только способствует углублению интереса к природе, но и развивает любознательность, умение размышлять.
Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в родном крае.
При ознакомлении детей с родным краем широко используются экскурсии.
Интерес к экскурсии возрастает, если дошкольники предварительно рассматривают специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие пейзаж. В старшей группе детям рекомендуется показывать репродукции с картин: И. Левитана «Золотая осень», «Весна. Большая вода»; И. Шишкина «Зима»; Ф. В. Сычкова «Трудный переход», «Катание с гор»; Галины Степан «Весна», «Осень на реке Явос», «Озеро»; В. А. Попкова «Весна в Тарханове».
При рассматривании картин с детьми, педагог может использовать основные приемы:
- вопросы педагога должны помочь раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине («Чем вам нравится эта картина?», «Как художнику удалось передать грусть (радость?», «Какие краски нужны ему были для этого»);
- рассказ педагога, используемый в дальнейшем как образец, должен быть кратким и эмоциональным;
- при рассматривании картины целесообразно использовать поэтические и музыкальные произведения.
Экскурсии проводятся непосредственно в природу, в музей, в зоопарк, на водоемы окрестностей и т. д.
Каждую экскурсию воспитатель тщательно готовит. Предварительно ему необходимо самому побывать на месте проведения экскурсии; найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсий; наметить основные вопросы для итоговой беседы.
Должны быть подготовлены к экскурсии и дети. Педагог знакомит детей с задачами с целью экскурсий; на занятии, предшествующем экскурсии, ставит перед дошкольниками вопросы, которые они должны будут решать на экскурсии; распределяет задания для наблюдения и сбора природного материала.
Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное значение. Они расширяют и углубляют знания дошкольников. Дети видят объекты родного края в естественной среде.
Итак, в ознакомлении дошкольников с родным краем достаточно значимым являются история края, события, связанные с разными сторонами жизни людей, их деятельностью. Все это – природные и исторические сведения о крае – включается в занятия с детьми.
Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.