Оксана Мордовина
Формирование экологических представлений у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация предметно-пространственной среды в группе для формирования элементарных экологических представлений у детей 2-3 лет»
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь.
Публикация «Формирование экологических представлений у детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2020
ФГОС ДО также указывает на одно из направлений развития и образования детей в образовательной области «Познавательное развитие» - «…развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование первичных представлений… об объектах окружающего мира… о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы…»
- В основной образовательной программе «От рождения до школы» выделен раздел: «Ознакомление с миром природы»
Одной из задач экологического образования детей 2-3 лет является формирование элементарных экологических представлений.
Необходимым условием решения данной задачи является создание экологической предметно-пространственной среды в группе, которая включает в себя: организацию уголка природы, центра экспериментирования, центра игр с водой и песком.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения.
Все объекты уголка природы можно разделить:
- на постоянные – те, которые живут в уголке круглый год, например комнатные растения.
- временные – те, которые вносятся на короткое время, например, фрукты и овощи – осенью, макет «деревенский двор» - в период изучения данной темы и т. д.)
Из постоянных объектов, в первую очередь, в уголке природы размещают комнатные растения. При подборе растений в 1 младшей группе учитываются прежде всего особенности восприятия детьми предметов. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать не устойчивое внимание детей. К таким растениям относятся: фикус, хлорофитум, бегония, бальзамин, фиалка, герань, кливия - эти растения имеют ярко выраженные части (лист, стебель, цветок, красиво, обильно и долго цветущие. В процессе наблюдений и ухода за растениями дети учатся узнавать и называть 2—3 растения, их основные части. При этом надо иметь в уголке 2 экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.
К временным объектам уголка природы, относятся разного вида модели.
Самые простые модели- это игрушки – аналоги объектов природы: животные, птицы, рыбы;. Их, в отличии от реальных животных, можно детям тактильно потрогать, можно подробно рассмотреть строение, функционирование их частей тела.
Следующими моделями по доступности восприятия для детей 2-3 лет являются макеты различных экосистем.
Осваивать знания о домашних животных детям помогает имеющийся макет «Деревенский двор» - он формирует представление о домашних животных, их детенышах, развивает интерес к живой природе и игровой деятельности. ,
«Аквариум» - эту модель используем в уголке природы для формирования у детей представлений о среде обитания рыб. У детей закрепляется представление о строении тела рыб : голова, глаза, плавники, хвост.
Имеющийся макет «Русский лес» с животными нашей полосы, помогает знакомить детей с дикими животными и их средой обитания в разные сезоны года.
Лучше всего дети запоминают информацию в игре, когда у них есть возможность манипулировать с предметами. С макетами и их обитателями можно играть в режимные моменты.
Самыми сложными моделями для восприятия детей этого возраста являются различного рода календари. Поэтому для работы с детьми 2-3 лет они имеют большое предметное сходство с реальными предметами.
В уголке природы имеется календарь природы и погоды. Он представляет собой набор картинок с изображением одного дерева, в нашем случае березы, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Дети 2-3 лет ничего не рисуют. Они фиксируют те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Оптимальный вариант - 6 картинок на один сезон - по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной - дерево изображается в тихую, а на другой - в ветреную погоду.
К календарю прилагается кукла (модель-человека) объемная или картонная, с набором одежды по сезонам. Используется игровой прием - одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, "выпускают ее на прогулку" (ставят возле картинок).
Для ежедневного наблюдения за птицами и их изучения в нашей группе имеется «Птичкин календарь». Он представлен в виде изображения кормушки и набора карточек с изображением зимующих птиц. Наблюдая на прогулке за птицами, в календаре совместно с детьми отмечаем появление той или иной птицы соответствующей карточкой. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново в течении одной недели каждого месяца в период зимней подкормки. Главным содержанием календаря является состав птиц. Заполнение календаря позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика.
Для закрепления и уточнения знаний детей, полученных в ходе непосредственного восприятия природных явлений, наблюдений, исследований используем разнообразный иллюстративно-наглядный материал:
-предметные картины - помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно. По ходу рассматривания всегда можно задать детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.
- картины сюжетного содержания - изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине, так как позволяет малышу опереться на собственный опыт.
- распознание сезонов помогают закреплять пейзажные картины.
Для индивидуального рассматривания используем наборы картинок по темам «домашние или дикие животные и их детёныши, деревья, цветы, насекомые, птицы, рыбы…»
Для формирования представления об овощах и фруктах - используем наборы муляжей фруктов и овощей. Они помогают формировать представление о них,способствуют умению различать их по внешнему виду, форме
Знакомить детей с миром животных, птиц, разнообразием растений, овощей и фруктов, развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие, побуждать задавать вопросы о прочитанном помогает чтение художественной литературы.
Дети младшего возраста очень любят слушать и повторять потешки «Прилетели птички…», «Идёт коза рогатая», «Рано рано по утру», «Сорока – белобока» все они знакомят малышей с народными произведениями, обогащают чувства и речь малышей, формируют положительное отношение к окружающему миру.
То же самое можно сказать и о
-стихах
- загадках
- сказках («Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок». «Три медведя».)
Во время обучения трудовым действиям, детей третьего года жизни, важен не результат труда, а сам процесс. Дети подражают взрослым и выполняют трудовые действия, поэтому очень важен правильный показ способов действия.
Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в труде у нас имеется набор оборудования для труда. С его помощью дети всегда с охотой выполняют трудовые действия, окажут помощь при поливе цветов, соберут сухие листочки, попытаются порыхлить землю, намочить песок, посадить крупные луковицы,, обтереть влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.
Развивать интерес к окружающему миру помогает сбор и дальнейшее применение природного материала. Собранными шишками угостим белочку, или на песке и снегу выложим узор, а так же уточним,что шишка выросла на ёлке, а не на яблоньке. Сбор листьев поможет закрепить в дальнейшем знания детей о деревьях, листьях и они пригодятся в д/и «Найди такой же», «От какого дерева листок». Палочки разной величины нужны для рисования на песке и снегу. Найденные птичьи пёрышки – помогут детям представить, чем покрыто тело птиц.
Целью игр с природным материалом является развитие творческих способностей детей, а также расширение их кругозора о природном материале, который собирается в природе для игр, творческих работ.
Одним из основных средств экологического воспитания детей 2-3 лет является дидактические игры природоведческого содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Одними из любимых игр являются «С какого дерева листок!»«Угадай что за фрукт, овощ?»,»Чей это домик», «Найди грибочку полянку», «Во саду ли в огороде» «Парные» и «Разрезные картинки» будь то животные, птицы, растения. Игра «Одень меня гулять» заставит ребёнка задуматься о погоде и выбрать соответствующую одежду. Нравится детям игра «Летает, плавает, жужжит» она помогает сформировать знания ребенка о рыбах, птицах, насекомых.
Мир детства, как таинственный и чудесный остров. Его населяют персонажи и герои сказок. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные образу черты. А сделать это нам помогают атрибуты для игровых упражнений и подвижных игр. Очень любят игру «Воробушки и автомобиль», «Кошка и птички», «Собака и ворона» - сюжет игры должен быть доступен и прост, а персонажи хорошо известны.
Альбомы о животных и растениях нашей местности используются для рассматривания в режимные моменты.
Еще одним центром экологического образования в группе, помимо уголка природы, может стать центр воды и песка.
Этот центр помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Организуя игры с водой и песком, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов.
Экспериментируя с водой, детям очень нравятся такие игры: «Соберём водичку», «Тонет –не тонет», «Налей и вылей», «Водяная мельница», «Лови рыбку», «Купаем куклу».
Экспериментируя, что станет со снегом в группе, с водой на улице, и испытывая при этом восторг, каждый раз делая для себя открытие, дети познают всё новые свойства воды. А помогают нам игры-эксперименты: «Волшебная водица», «Льдинка-невидимка», «Тёплая -холодная», «Прозрачная водичка» и многое другое.
Большую радость доставляет малышам игра с песком. Делать «куличики», с увлечением копать песок, насыпать его в формочки, баночки. Также предлагаем малышам игры типа «Найди в песочке камешек, или шишку, «Сухой- мокрый», «Песочная мельница», рисование на песке, игры с ситечками, «Испечём куличики».
Дополнительным центром экологического образования в группе может стать центр экспериментирования, либо как отдельное пространство в группе, либо как подраздел в составе уголка природы.
Центр экспериментирования включает в себя картотеку игр-экспериментов для детей и оборудование для экспериментирования.
Набор оборудования представляет собой : Стол с клеёнкой, клеёнчатые фартуки, материалы для пересыпания и переливания, пустые пластиковые бутылки, банки, воронки, формочки для приготовления цветных льдинок, трубочки для продувания, поднос, пулевизатор, мыльные пузыри, зеркало, магниты, электрический фонарик, краски, разнообразный природный, текстильный, бросовый материал. Здесь можно организовать эксперименты и опыты с ветром, воздухом, бумагой, глиной, снегом, льдом.
Игры эксперименты с бумагой направлены на развитие умения узнавать предметы сделанные из бумаги, определять её качества (цвет, гладкость, толщину) и свойства (мнётся, рвётся, режется, намокает). помогают следующие эксперименты: «Сомни бумагу», «Бумага намокает», «На чём мы рисуем». «По пробуй разорви».
Большую радость детям доставляет знакомство со свойствами воздуха, его движение, а помогают нам в этом эксперименты, такие как: «Помашем веером», «Воздух есть везде», «Воздушные шары», «Мыльный пузырь».
Таким образом, все вышеперечисленные компоненты предметно-пространственной среды в группе позволяют воспитателю организовать разнообразную, интересную самостоятельную и совместную деятельность детей в течении всего дня, эффективно решать задачи экологического образования детей 2-3 лет, формировать экологическую культуру детей.