олеся логунова
Формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы (на примере 3 взвода 2 роты УГСВУ)
Содержание литературного образования старшеклассников характеризуется некоторой вариативностью и содержательной перегруженностью. Это можно объяснить сложностью литературного материала, недостатками в разработке содержания литературного материала 9-11 классов, а также пока еще не устоявшихся оценок литературных явлений 20 века. Негативными последствиями всего вышеперечисленного может быть эмоциональная перегрузка детей, которая, в свою очередь, будет препятствовать адекватному восприятию действительности, ее осмыслению, оценке, что влечет за собой негативное восприятие мира. Чтобы предотвратить это, литературное образование должно рассматриваться в системе УГСВУ как один из неотъемлемых компонентов системы воспитания. Только после этого мы сможем говорить о влиянии средств художественной литературы на формирование мировоззрения обучающихся. Таким образом, ведущей целью каждого урока литературы и всего литературного образования в целом должно быть формирование мировоззрения старшеклассников.
Публикация «Формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы» размещена в разделах
Следовательно, чтобы реализовать эту цель, урок литературы должен рассматриваться как урок общения с искусством, с чем-то высоким, прекрасным, к чему следует неустанно стремиться и что следует обязательно постичь. Чтение должно восприниматься как особый вид деятельности, не просто диалог автора с читателем, а диалог читателя с самим собой на основе осмысления прочитанного материала. Высокое искусство слова может быть постижимо только при соответствующем литературном и речевом развитии учащихся. Это необходимое условие для полноценного постижения искусства слова.
Среди суворовцев 3 взвода 2 роты (9 класс) был проведен небольшой эксперимент, характеризующий читательские интересы детей, на формирование которых оказывают влияние следующие показатели:
1. Требование школьной программы
2. Индивидуальное предпочтение детей определенных жанров и авторов
3. Советы и мнение авторитетных для ребенка лиц
4. Влияние родителей, СМИ
Чтобы наиболее полно раскрыть влияние средств художественной литературы на мировоззрение обучающихся, суворовцам 3 взвода 2 роты было предложено написать отзыв о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ребята должны были высказать свое мнение о произведении (понравилось - не понравилось и почему, охарактеризовать главного героя (черты характера, тип героя, как он ведет себя в той или иной ситуации, что б я сделал на его месте и др., раскрыть роль пейзажа в поэме, описать, какие показаны ценности в произведении. Обучающиеся могли пропускать какие-то пункты, на которые они затруднялись ответить. Заметим, что опрос проводился в неформальной обстановке, дети были предупреждены об отсутствии оценивания данной работы. Это позволило наиболее раскрепостить опрашиваемых, так как мысль об оценивании неизбежно заставляет ребенка загонять себя в рамки «правильно-неправильно» и зачастую не дает волю воображению и не позволяет наиболее полно высказать свое мнение или мысли.
Анализ работ старшеклассников позволил выявить уровень способности к рефлексии, самоанализу. Отзывы детей были проникнуты жалостью к герою, сочувствием. Дети так охарактеризовали Мцыри:
«Бедный ребенок, прожил в заточении всю свою жизнь, свои лучшие годы, мне очень жаль его, потому что человеку всегда нужна свобода, он должен быть свободен в своих действиях и помыслах. А герою ничего не дано: ни свободы общения с родными, ни так называемой свободы души, ни любви. Заточение физическое есть заточение душевное» (Козлов Максим 8В).
«Ребенку всегда нужны родители, в первую очередь, материнская ласка, без нее человек не может жить. Мцыри не мог жить без этого, поэтому он и сбежал из монастыря»(Кичаев Олег 8В).
«Мцыри был глубоко одинок в монастыре, мне жалко его, потому что я не люблю одиночество»(Петров Михаил 8В).
«Я бы хотел иметь такого друга, как Мцыри, потому что он доказал, что может добиваться того, чего хочет»(Кутмухамедов Нурлан 8В).
Особо поразил детей пейзаж, его роль в раскрытии образа Мцыри. Суворовцы писали о пейзаже:
«Природа за стенами монастыря – это то, что напоминает герою о его родине…»
(Кутмухамедов Нурлан 8В).
«Именно природа заставляет сильнее биться сердце Мцыри, так как этот мир солнца и полей является олицетворением для героя мира свободы» (Кичаев Олег 8В)
«Даже сбежать из монастыря помогает герою природа: началась гроза. Гроза звучала в унисон с бурными чувствами Мцыри, придавала сил в побеге»(Чернов Иван 8В)
«Природа способствует возникновению воспоминаний у героя»(Пимахин Иван 8В)
В отзывах детей выявлены элементы восприятия, ярко выражены те или иные эмоции, показано осмысление содержания, видны работа воображения суворовцев, внимание к эстетической форме текста.
Таким образом, можно сделать вывод, что основной компонент содержания литературного произведения представляет собой ценностный потенциал для реализации мировоззренческих функций, в частности, то или иное отношение к человеку (жалость, желание видеть его своим другом, сочувствие и проч., воспитание любви к природе (природа может помогать).
Для того чтобы мировоззренческие функции были реализованы, необходимо выполнение следующих условий. Во-первых, урок литературы должен рассматриваться как урок общения с искусством, отсюда вытекает множество метапредметных связей (в частности с такими науками, как история, искусствоведение, география и проч.). Особенности взаимодействия с учеником должны вытекать из его возрастных и личностных качеств, ведь, прочитав то или иное произведение в одном возрасте, он может не понять его так, как если бы он его прочел значительно позже.
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что цель литературного образования должна рассматриваться как формирование мировоззрения ребенка.