Гульнара Журавлева
Формирование волевой готовности старшего дошкольника к школе средствами разных видов игр
▼ Скачать + Заказать документы
Начало обучения в школе – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Формирование готовности дошкольников к обучению в школе выступает в качестве одной из основных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) данному направлению работы уделяется особое внимание, обусловленное тем, что школа и детский сад являются двумя смежными звеньями в целостной системе образования. Их взаимосвязь очевидна: успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития интеллектуальной, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы и т. д.
Важным направлением в деятельности современных дошкольных образовательных учреждений обеспечивающим преемственность дошкольного и школьного образования, является подготовка ребёнка к школе, которая представляет собой длительный сложный процесс, в рамках которого происходит формирование физической, психологической и социальной готовности к школьному обучению. Все эти компоненты являются основными составляющими готовности ребёнка к переходу на следующую ступень образования.
Д. Б. Эльконин считал, что переход ребенка из старшего дошкольного в младшее школьное детство – это важнейший момент развития, которому, уделяется огромное внимание.
На протяжении многих десятилетий ведущие специалисты вносили свой вклад в теоретическую и практическую, методологическую проработку проблемы «школьной готовности». Среди них такие выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Н. В. Нижегородцева, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и многие другие. Все они указывают на выражение готовности к школе через ряд новообразований развития, «говорящих» о себе в конце старшего дошкольного возраста и проявляющихся в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к предметному и социальному миру.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л. А. Венгера, под которым он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Составляющими этого набора является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
Дошкольный возраст – самый «игровой» период детства, по мнению психологов всего мира, является возрастом самого интенсивного психологического развития ребенка, периодом первоначального формирования качеств личности и становления всех психических функций. Детство – период формирования общих знаний и умений, которые становятся фундаментом освоения любых новых видов деятельности, накопления потенциала для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Создание этого фундамента во многом обеспечивается игрой, как ведущей деятельностью дошкольного возраста.
Так, например, игры с правилами имеют свои побудительные мотивы и свои способы действий. Перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует таких волевых качеств как : сосредоточенности, внимания, умственных усилий, умения осмыслить правила, определить последовательность действий, преодолеть трудности. Безусловно, развитие данных умений у детей дошкольного возраста необходимо для успешного обучения на следующей ступени образования – в начальной школе.
Итак, развитию волевой готовности старшего дошкольника к школе помогут особые игры – по правилам: от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, домино, а также дидактические, подвижные игры, они учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
Формирование эмоционально-волевой готовности обучения в школе одна из важнейших задач психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Благодаря этому у старших дошкольников формируются : умение управлять своим поведением, дисциплинированность, организованность, аккуратность, внимательность.