Лозовая Юлия Витальевна
Формирование у ребёнка 3–4 лет представления о себе
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок с помощью взрослого знакомиться с такими сферами действительности, как
- представление о себе («я сам»)
- представление о других людях и об отношениях между ними («мир людей и человеческих отношений)
- представление о рукотворном мире («предметная среда»)
-представление о нерукотворном мире («природа»)
Публикация «Формирование у ребёнка 3–4 лет представления о себе» размещена в разделах
Многие психологи полагают, что в возрасте 3 – 4 лет рождается личность человека. Именно к 3 годам у ребёнка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребёнок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.
Представление о себе в психологии называют самосознанием, т. е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире.
Развитие представлений о себе складывается из двух моментов: из представлений о себе как об уникальном, ценном индивиде и как о члене коллектива.
Для того чтобы ребёнок ощущал себя неповторимой личностью, любимой и принимаемой другими людьми, взрослые должны направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребёнка о себе :
- о своем физическом облике – строении тела
- об имени
- о росте
- о половой принадлежности, о различиях в поведении мальчиков и девочек.
У детей следует развивать положительное отношение к себе, самоуважение, понимание своих переживаний и умение управлять ими.
1. Ребёнка очень интересует, как он устроен. Дети к 3 годам уже знают, где у них руки, ноги и другие части тела. Однако для малыша слова «красивый», «любимый» и «хороший» являются синонимами. Если ребёнок считает себя красивым, значит, он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим, и прежде всего близким. Объективное, критичное отношение к внешности ребёнка очень вредно на данном этапе. Рекомендуются упражнения перед зеркалом с добрыми мамой и папой: в игровой форме, глядя в зеркало рассмотреть, какой он красивый, весёлый и т. д. Надо рассказывать ребёнку, какой он молодец, ловкий, умелый, красивый.
2. Знакомство с лицом, его частями, выражением различных эмоций. Формирование положительного отношения к себе. Здесь можно использовать приём «волшебное зеркало», автопортрет, работа с книгой – альбомом «Я сам» Р. Сефа, чтение сказки «Крошка енот и Тот, Кто сидит в пруду» М. Мурр.
3. Отнесение ребёнком себя к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола.
4. Положительное отношение ребёнка к своему имени.
5. Развитие представлений ребёнка о себе как о члене коллектива начинается с приходом в детский сад. Организация праздников, дней рождения, традиции, название группы, её символическое обозначение способствуют сплочению детей и пониманию ими общности с другими.