Колесникова Ирина Юрьевна
Конспект конструирования ситуации «Открытие нового знания» на примере темы «Формирование представления о числе 0»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование ситуации типа ОНЗ
Задачи:
Образовательные:
-формирование представления о числе 0.
-знакомство с цифрой 0
-закрепление знания цифр от 1-9
Развивающие:
-развитие речи, внимания, мыслительных операций, интереса к предмету, аппликативных навыков
Воспитательные
-содействовать воспитанию умения работать в коллективе, самостоятельности и творческой активности
Публикация «Конспект конструирования ситуации „Открытие нового знания“ на примере темы „Формирование представления о числе 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
1. Выделить новое знание или умения :
-отсутствие предметов обозначают цифрой «0».
-Нуль обозначает нисколько, ни одного
2 Способ открытия нового знания :
На примере лопнувших шариков,которые хотел подарить Ослику Пятачок, и с помощью мудрой Совы дети приходят к пониманию цифры «0»
3. Вычленить мыслительные операции :
-анализ, сравнение, обобщение.
4. Определить знания и умения, необходимые для «открытия нового знания»
-знание числового ряда от 1 до 9, счетные умения, умения соотносить цифру с количеством.
Тема : Помочь ослику познакомиться с цифрой «0»
5. Осуществить подбор упражнений для повторения необходимых и достаточных знаний и умений для «открытия нового знания»
Сова спрашивает у детей какие загадки и стихи они знают про цифры (ребенок ответил). Сова предлагает выбрать лежащую на столе цифру и выставить в ряд по порядку - Вот один, иль единица. Очень тонкая,как спица(1) А вот это-цифра 2. Полюбуйтесь какова. Выгибает двойка шею,Волочится хвост за нею (2) Это-месяц дугой, Ниже-месяц другой. А теперь посмотри, Получилась цифра(3) Делал Егорка с мамой уборку. Опрокинул стул в квартире, Стал похож он на… четыре(4, На что похожа цифра 5? На серп конечно, как не знать(5) Цифра 6-дверной замочек: Сверху крюк,внизу крючочек (6, Вот семерка кочерга, у нее одна нога(7) У восьмерки два кольца. Без начала и конца(8) Девять, как и шесть, вглядись. Только хвост не вверх, а вниз (9)
Д/И «Счет по осязанию». «Веселый счет» (закреплять знания числового ряда от 1 до 9 и от 9 до1)-В руках у воспитателя мяч. Бросает мяч детям,называет два числа, например от 3 до 7, от 9 до 6 .Дети называют числа пол порядку(3 4 5 6 7)
6. Конструирование ситуации «затруднения» и способа фиксации:
Мудрая Сова зачитывает детям задачку: У пятачка было 2 шарика. Он их хотел подарить Ослику, но пока бежал к нему, споткнулся и шарики лопнули. Сколько шариков подарил Пятачок Ослику? ( Дети: не знаем, ни одного, нисколько) Какой цифрой обозначить отсутствие предметов? ( Дети: не знаем, возможно кто-то из детей знает цифру «0»)
Физкультминутка –на закрепление знаний фигур-пройтись сначала мимо треугольника, затем круга…
7. Подобрать игры, упражнения, задания для закрепления нового знания или умения. Подобрать задания для включения нового знания или умения в систему знаний :
-логические задачки на закрепление понятия «нисколько» «ноль»
1. Работа с таблицами: рассмотри внимательно таблицу и объясни, что нужно сделать в этом задании. (Раскрась желтым карандашом клетку таблицы, в которой ноль предметов).
2. Найди все цифры ноль и обведи их в красный кружок (.В синий кружок обведи цифры 5,а цифры 9-зачеркни)
3. Д/И «Разноцветные шары» (Раскрась четыре шарика разными цветами. Сколько шариков осталось нераскрашенными- ноль, нисколько)
4. Аппликация «Шарики для ослика» (На какую цифру похож шарик?-на цифру «ноль». Давайте ослику подарим много шариков- ему будет приятно. 1. Шарики не лопнут 2. Ослик не забудет цифру «ноль»)
8. Прописать этап введения в игровую ситуацию, вычленив «хочу-могу-надо».
Воспитатель собирает детей вокруг себя и обращает их внимание на красивый конверт, который утром принес почтальон. Спрашивает у детей хотят ли они узнать что в нем, интересно ли им (Да, хотим, конечно, интересно) Открывают конверт, а в нем картинка грустного ослика. Воспитатель спрашивает детей узнают ли они ослика, из какого мультфильма, не знают ли дети, зачем нам прислали изображение грустного ослика (да, узнают, это ослик ИА из мультфильма про Винни Пуха).
Воспитатель вдруг замечает в конверте еще и небольшое письмо, интересуется, хотят ли дети узнать о чем оно (ответы детей). Зачитывает: «Дорогие дети, пишет вам Винни Пух, друг ослика ИА. Ослику на день рождения ребята из детского сада подарили красивую коробочку, а в ней цифры от 1 до 9, и еще какая-то неизвестная для нас цифра, похожая на букву «О». Помогите нам, пожалуйста, узнать, что эта за цифра, а то наш ослик совсем загрустил.»
Ребята, вы хотите помочь ослику? А вы знаете, что это за цифра? Нет? А как же нам помочь ослику? (да, хотим, нет, мы не знаем, что эта за цифра) .А может быть нам отправиться к мудрой сове за помощью? Хотите? (да,хотим)А вы не боитесь трудностей? (Нет, не боимся). Ну тогда я приглашаю вас отправиться в интересное путешествие.
9. Прописать диалог на этапе подведения итога занятия, вычленив реализацию детской, взрослой и воспитательной целей:
Воспитатель: Мы с вами снова в нашем детском саду. Не устали? Интересно вам было (Дети-да, интересно, нет, не устали).А из-за какого героя мы с вами отправились в путешествие? Из какого мультфильма? (из-за ослика ИА, из мультфильма про Вини Пуха и все, все, все) .Как вы думаете, смогли ли мы помочь ослику? (да, помогли,ослик теперь знает цифру «0»,не будет грустить)А кто нам помог узнать про цифру «0»(мы сами догадались, мудрая сова) А вы сами, ребята запомнили цифру «0»? (да, запомнили) А какие задания совы были самыми трудными для вас? (отгадывать задачки, придумать что сначала что-то было, а потом не стало)А как мы еще порадовали ослика (сделали ему подарок, подарили шарик, который не лопнет).Вы сегодня не только помогли ослику получить новое знание, сами узнали новое, да еще и подарили ослику шарик, тем самым порадовали его и вызвали у него улыбку. А чем больше улыбок будет на Земле, тем всем будет жить радостнее и счастливее.