Галина Костина
Формирование представления профессиональной направленности детей посредством игры и игровых приёмов
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями, стараясь предопределить профессиональную судьбу.
Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно в дошкольном возрасте формируются привычные представления о мире профессий, и проявляется интерес к трудовой деятельности через организацию сюжетно-ролевых игр. Сюжетно - ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребё нка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребёнок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Сюжетно – ролевая игра обеспечивает ребёнку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений и позволяет наиболее полно реализовать себя, достичь состояния полного эмоционального комфорта. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности. Учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
Публикация «Формирование представления профессиональной направленности детей посредством игры и игровых приёмов» размещена в разделах
В своё время А. С. Макаренко высказывал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того игра готовит детей к тем нервно – психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнения правил, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
Большое значение имеет начало игры. Чтобы заинтересовать детей будущей игрой можно использовать приёмы :
1. Обсуждение, во что они хотят играть, где играть.
2. Появление интересного атрибута предполагаемой игры.
3. Участие в игре воспитателя (ненавязчивое).
4. Косвенное побуждение к игре (может Саша согласится стать водителем)
Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры и помощником. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, следит за его переживаниями, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребёнка – дошкольника.
Важно правильно закончить игру, не только завершить сюжет, но и подвести итог. Это необходимо для поддержания интереса к игре, для формирования способности и привычки к анализу поступков своих товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю выявить собственные недочёты при её подготовке
Итак, сюжетно – ролевая игра – это основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать.
Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощи, - всё это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Таким образом, формирование представлений о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.