Лидия Антоновна
Формирование у дошкольников представлений о духовно-нравственных ценностях через детскую литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников представлений о духовно – нравственных ценностях через детскую литературу».
Доклад на педсовете.
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д., т. к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Публикация «Формирование у дошкольников представлений о духовно-нравственных ценностях через детскую литературу» размещена в разделах
Наиболее распространённый вид устного народного творчества – это сказки. Мышление ребёнка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлечёнными понятиями, а наглядными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребёнка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активно наглядности» путём развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы чётко, определённо. Эта определённость достигается те, что герои сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера – добротой, трусостью, смелостью и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности.
Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих слушателей. Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных поэтических образах. Роль народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Например, образ зайчика из сказок «Заюшкина избушка», даёт понять детям, что привыборе друга нужно учитывать не только личные интересы, но суметь выработать в себе такие качества как взаимопонимание, сплочённость, трудолюбие.
Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык. Динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, всё это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.
В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т. д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с героем весь путь. Особенно богаты поэтическими образами волшебные сказки, так, например, в сказке «Три дочери», народная фантазия придаё т героиням привлекательный внешний вид: но только одна из трёх сестёр сильная, смела и рассудительная не теряя, мужества и надежды до последнего дыхания выполнила наставления матери. Исходя из этого, можно понять, что образы для ребёнка являются далёкой перспективой, к которым он будет типа стремиться, сверяя с ними поступки и дела. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его личность.
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представление в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.
Сказка не даёт прямых наставлении детям, «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегдазаложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка», учит малышей быть дружными, трудолюбивыми, «Волк и семеро козлят», предостерегает, о том, что нельзя открывать незнакомцам дверь, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть очень внимательными к нетлениям взрослых.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Через неё поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты, поэтому программа духовно – нравственного воспитания дошкольников включает в детскую жизнь «Бабушкины сказки».
Отрицательные образы народной сказки и внешне и не привлекательны, например, «Баба Яга, Кощей Бессмертный», их поведение и поступки, характеризуют этих героев с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действительной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В это отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Педагогическая эффективность сказки очевидна, так, как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложиться» подсознание как своеобразный «банк данных». Есть сказки, которые целиком посвящены духовно – нравственным проблемам, а, следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью. Сказки, выполняющие функции наставления, поучения- мы называем дидактическими.
Эти сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей, духовно – нравственного становленииличности ребёнка и моральной компетентности «хочу – могу, хорошо - плохо».
Драматизированные изображение событий в сказке способствует тому, чтобы ребёнок входил в круг воображаемыхобстоятельств, стал мысленносодействовать героям, эмоционально переживать новые для него чувства. На протяжении всего дошкольного детства ребёнок проходит длительный путь осознания сюжета сказки, эмоционально оценивая её.
Формы организации работы с использованием дидактической сказки должны соответствовать возрасту детей. В работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок, индивидуальное чтение, выставкирисунков и поделок по содержанию сказок. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости, чтобы не происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны, для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни «Как тыотносишься к миру, так и он к тебе».
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказками этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные общения мимику, речь. Путешествуя по сказкам, пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании ненужно забывать и о той атмосфере, в которой живёт ребёнок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью лили жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребёнка обстановка становиться средствомвоспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определённых нравственных качеств.