Папки-передвижки

Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Татьяна Морозова
Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

(Коллекция «Камни и минералы».

Основание - История происхождения)

Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста

на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Коллекция «Камни и минералы». Основание – История происхождени

Группа подготовительная

1. Ценностно-ориентационный шаг

Публикация «Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)» размещена в разделах

Цель: воспитание у детей интереса к миру взрослых (миру общественных отношений) отображенному в коллекциях.

Задачи работы с детьми

1. Расширить кругозор детей, способствовать проявлению индивидуальных склонностей к коллекционированию камней и минералов

2. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием, доступные пониманию детей и связанные с их опытом общественных (семейных) отношений.

3. Сделать подборку камней и минералов

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»

Цель: вызвать положительно-эмоциональный отклик у детей, развивать интерес к коллекционированию.

Прогулка

«Удивительное под ногами» экскурсия по территории детского сада

Цель: вызвать поисково-исследовательский интерес,

развивать интерес к коллекционированию.

Вечер

Встреча с интересными людьми (коллекционером).

Цель: способствовать формированию представлений у детей о мире семьи; вызвать интерес к коллекционированию.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Книжный уголок: энциклопедия «Камни и Минералы»

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Как собрать коллекцию»

Цель: способствовать осознанию родителями важности семейного коллекционирования, обеспечивающего развитие познавательных интересов и потребностей детей

Родительское собрание «Коллекционирование – это увлекательно»

Анкета для родителей

«Мир камней»

2. Содержательный шаг

Цель: формирование у детей с помощью взрослого способов действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного общественного опыта в процессе приобщения к коллекционированию;

овладение детьми способами действий по присвоению и сохранению культурного общественного опыта.

2.1 «Ознакомление»

Цель: обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире взрослых (мире общественных отношений, расширение границы познания мира взрослых (мира общественных отношений);

осознание детьми мира взрослых (мира общественных отношений) через приобщение детей к коллекционированию

Задачи работы с детьми

1. Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире взрослых (мире общественных отношений, расширить границы познания мира взрослых (мира общественных отношений).

2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей группе).

3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (предмет – общественное событие).

4. Развивать познавательные интересы и потребности детей в коллекционировании.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Работа в книжном уголке: подбор иллюстраций и картинок на тему: «Какие бывают камни?»

Цель: расширять представления детей по теме «Камни», поддерживать интерес к теме коллекционирования.

Рассматривание энциклопедии В. Белова.

Просмотр презентации

«Этот удивительный мир камней»

Цель: дать детям представление о том, что камни в природе есть не только в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими; познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности.

Прогулка

Разучивание пальчиковой гимнастики

«Веселые камешки».

Игра малой подвижности «Назови, что покажу»

Вечер

Беседа «Что расскажет нам коллекция».

Цель: обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире взрослых, расширять представления о видах коллекционирования.

Опытно-поисковая деятельность

(Свойства камня)

1. Определение цвета и формы.

2. Определение размера.

3. Определение

характера поверхности.

4. Рассматривание камня через лупу.

5. Определение веса.

6. Определение температуры.

7. Плавучесть.

Составление алгоритма описания камня.

Игра-путешествие «Где живёт камень?»

-в морских глубинах;

-в недрах земли;

-из космического пространства.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Иллюстрации и картинки на тему: «Какие бывают камни?»

• Энциклопедия В. Белова.

• Камни

• ИКТ презентация «Этот удивительный мир камней»

• Игра-путешествие «Где живёт камень?»

Взаимодействие с родителями

Рекомендации родителям: «Как оформить коллекцию камней и минералов»

Привлечь родителей к совместному с детьми подбору картинок, иллюстраций на тему «Какие бывают камни?»

Предложить родителям

рассмотреть с детьми предметы и украшения из камней

Консультация для родителей «Коллекционирование от А до Я»

Цель: познакомить родителей с видами и способами коллекционирования; показать значение коллекционирования для развития ребенка и укрепления семейных связей.

Мастер-класс «Оформление коллекций»

Цель: формировать у родителей умение составлять и сохранять семейные реликвии.

2.2 «Освоение»

Цель: осознание детьми мира взрослых (мира общественных отношений, присвоение детьми определенных характеристик мира взрослых (мира общественных отношений) как объекта идентификации в процессе сбора коллекций.

Задачи работы с детьми

1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, диапазоне ценностей мира взрослых (мира общественных отношений) на примере предметов коллекционирования.

2. Формировать у детей представление о ценностях мира взрослых (мира общественных отношений, в предметах коллекционирования.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Прослушивание аудио – энциклопедии «Полезные ископаемые».

Цель: формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах, знакомство с профессией геолога.

Рассказ воспитателя «Как появляются горы».

Цель: расширить представление о горах

Создание макета горы.

Цель: развивать навыки постановки опытов; развивать память, внимание, связную речь; логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.

Ситуативный разговор «Что нам необходимо для путешествия в горы».

Беседа «Как люди применяют камни в жизни» (строительстве, об украшениях из камней, о деталях интерьера и т. д.)

Цель: уточнять, обобщить и расширить знания детей о драгоценных камнях и минералах.

Выкладывание контурных рисунков камешками.

Цель: развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств.

Создание в группе уголка коллекционирования

Цель: развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации

Пополнение коллекции

Прогулка

Подвижная игра «Гора и камешки»

Цель: дать представление о том, что вода и ветер камень точат; развивать эмпатию, воображение.

Вечер

Просмотр мультфильма «Наследство волшебника Бахрама»

Цель: познакомить с работой шахтёра; развивать познавательный интерес; обогащать представление о труде взрослых и словарный запас детей (шахта, шахтёр, добыча).

Чтение стихотворений о мраморе и граните, о драгоценных камнях.

Ситуативный разговор «Камень друг или враг?»

Настольные игры: «Отыщи такой же камень», «Бусы для Хозяйки Медной Горы», «Что из чего сделано», «Сосчитай камушки», «Найди лишний», «Узнай на ощупь».

Д/и «Сосчитай чашки» -

Цель: развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств.

СРИ «Геологи», «Путешествие по горам России».

Цель: воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Коллекция камней, магнитофон

• Камни, подносы для детей, емкость с водой, лупы для индивидуального пользования, сундучок с камнями для изучения, макет вулкана для каждого ребенка, питьевая сода с краской, жидкое мыло, лимонный сок

• ЭОР

• Изо - контурные рисунки

• Художественная и познавательная литература

• Настольные игры: «Отыщи такой же камень», «Бусы для Хозяйки Медной Горы», «Что из чего сделано», «Сосчитай камушки», «Найди лишний», «Узнай на ощупь».

• Атрибуты к СРИ «Геологи», «Путешествие по горам России».

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям совместно с детьми изготовить поделки для выставки «Волшебные превращения камня».

Индивидуальные беседы с родителями детей

Цель: способствовать проявлению у детей и родителей индивидуальных склонностей к коллекционированию

Консультация для родителей «Проведение и подготовка опытов дома «Домашняя лаборатория»».

Составление вместе с детьми творческих рассказов «Камни разные нужны, камни всякие важны».

2.3 «Проживание»

Цель: интериоризация (присвоение) детьми определенных характеристик мира взрослых (мира общественных отношений) как объекта идентификации, стимулирование стремления детей к совместной со взрослым деятельности по «проживанию» мира взрослых (мира общественных отношений).

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение понимать и оценивать переживания и мотивы поведения других людей.

2. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Презентация детьми своего коллекционного камня или своей мини - коллекции камней и минералов

Цель: закрепить представления детей об увлечениях членов своей семьи; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформлении своих коллекций

Проектная деятельность «Эти удивительные камни»

Цель: создать коллекцию камней и минералов в группе

Продуктивная деятельность: лепка «Каменный цветок»

Цель: упражнять детей в лепки цветка из пластилина скульптурным способом; развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук, умение передать специфику камня через оформление природными (камушки, орехи, фасоль, скарлупа, жёлуди) и бытовыми (бусины, бисер, блёстки) материалами.

СРИ «Экскурсия в музей камня»

Прогулка

Дид. игра «Я начну,а ты продолжи» (подбор слов,определений)

Подвижная игра «Семь камней».

не менее 6 участников – тогда они смогут разбиться на две команды.

У игрока из команды убегающих в руках мяч, которым необходимо сбить пирамидку. Если пирамидка удачно сбита, то все участники команды разбегаются в разные стороны кто куда, но в пределах заранее оговоренного пространства! Водящие стараются побыстрее овладеть мячом. Задача водящих – выбить этим мячом одного за другим всех убегающих. Если в убегающего игрока попали мячом, то он идет к разбитой пирамидке и ждет, как развернутся события в игре. Любой (не выбитый) игрок из команды убегающих может выбрать удачный момент, чтобы сделать попытку быстро собрать пирамидку. Если это удается сделать, то все игроки команды снова становятся убегающими – и игра повторяется сначала. Команда догоняющих проигрывает партию. Количество партий оговаривается. За каждую выигранную партию команда получает 1 очко.

Вечер

Чтение П. П. Бажова «Хозяйка медной горы».

Дидактическая игра «Отыщи такой же камень».

СРИ «В ювелирной лавке», «Шахтёры».

Рисование на камнях.

Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, зрительную память, воображение, логическое мышление, творчество.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Коллекция камней

• Изо – материалы (лепка); плакат с цветами, маленькие бабочки, камушки, краски, кисточки, веселая музыка.

• Атрибуты к СРИ «Экскурсия в музей камня», «В ювелирной лавке», «Шахтёры».

Взаимодействие с родителями

Выставка совместного творчества детей и родителей «Волшебные превращения камня»

Дать задание родителям: принести из дома камень, совместно с детьми составить рассказ к нему.

Предложить посетить краеведческий музей с целью ознакомления коллекции местных камней и минералов.

3. Рефлексирующий шаг

Цель: осознание детьми представлений о мире взрослых (мире общественных отношений) и собственного отношения к миру взрослых (миру общественных отношений, полученных в ходе знакомства предметами коллекционирования;

укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения ребенка к миру взрослых (миру общественных отношений).

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение взрослых, сверстников, членов своей семьи.

2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Составление рассказа о камне из нашей коллекции

Игра «Подбери пару»

Цель: умение группировать камни по роду происхождения камня.

Итоговая викторина «Эти удивительные камни».

Цель: формировать у детей дошкольного возраста логическое мышление. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсом, экологическую культуру, мелкую моторику рук, побуждать к поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Прогулка

Подвижная игра с речевым сопровождением «Гора и камешки».

Дети-«камешки» стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, изображая гору. Звучит музыка.

Ведущий говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы, потом другой, третий (еще часть детей по очереди отделяется от «горы»). Гора становится все меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору!»

Цель: выполнение действий в соответствии с текстом.

Игра-соревнование с камушками «Донеси- не урони»

Цель: упражнять в выполнении действий.

Вечер

Рассказ из личного опыта «Коллекция моей семьи»

Цель: вызвать у детей желание рассказывать о семейных традициях, обычаях, реликвиях

Чтение пословиц и поговорок о камнях.

Декупаж камней.

Цель: познакомить с новым видом аппликации – декупаж.

Составление на камне узоров из пластилина: «Бабочка» «Гусеница» «Волшебный цветок», «Божья коровка» (на воображение ребенка, Отпечатки на пластилине.

Работа с экраном самооценки

Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Коллекция камней, цветные трехслойные салфетки, клей ПВА, кисточки, пластилин, гуашь, вода.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей

Цель: выявить представления родителей о связях между миром семьи и миром предметов

Экспресс–опрос «Может ли коллекционирование увлечь дошкольника»

Цель: выявить представления родителей о значении коллекционирования в развитии ребенка

4. Шаг совершенствования

Цель: реализация детьми представлений о мире взрослых (мире общественных отношений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в действиях и деятельности.

Самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию мира взрослых (мира общественных отношений).

Задачи работы с детьми

2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.

3. Формировать у детей умение применять знания и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Беседа «Коллекция камней и минералов»

Создание фоторепортажа «Наша коллекция»

Прогулка

П/и «Гора, земля, вода»

Ход игры: играющие становятся в круг, в середине его ведущий. Он бросает кому-нибудь мяч, произнося одно из трех слов: «гора», «земля», «вода». Тот, кто поймал мяч, должен назвать камень или минерал, который относится к тому или иному месту нахождения. Кто ошибся, выходит из игры.

Вечер

Введение новой групповой традиции «Расскажи о своей коллекции»

Цель: формировать у детей умение применять знания и опыт, полученный в коллекционировании; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформлении коллекций

Взаимодействие с родителями

Организация праздничного чаепития «Приходите в гости к нам»

Оформление фотогазеты совместно с родителями «Мир волшебных камней».

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций Сообщение для воспитателей на тему: «Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций».

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной.

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников .

Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,.

Формирование нравственно-культурных ценностей у детей с использованием фольклора Система современного отечественного образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального.

Формирование зрительного гнозиса у детей 3–5 лет с речевыми нарушениями в ходе коррекционно-развивающей работы Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное.

Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Конспект образовательной деятельности, организуемой в ходе реализации проекта «Здравствуй, мир!» Тема познавательной игры-занятия «Здравствуй, Индия!» (открытое занятие) Возраст: воспитанники подготовительной к школе группы. Цель: Познакомить.

Мастер-класс «Формирование доброжелательных отношений детей друг к другу с использованием игр-тренингов в режимные моменты» Все мы без исключения и конечно же родители хотим видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.

Проектная деятельность как технология вхождения ребенка в мир социальных отношений в ходе внедрения ФГОС до в ДОУ. 2 слайд) Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Опубликовано: 19 апреля 2016 в 12:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД