Татьяна Морозова
Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
(Коллекция «Камни и минералы».
Основание - История происхождения)
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста
на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция «Камни и минералы». Основание – История происхождени
Группа подготовительная
1. Ценностно-ориентационный шаг
Публикация «Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Цель: воспитание у детей интереса к миру взрослых (миру общественных отношений) отображенному в коллекциях.
Задачи работы с детьми
1. Расширить кругозор детей, способствовать проявлению индивидуальных склонностей к коллекционированию камней и минералов
2. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием, доступные пониманию детей и связанные с их опытом общественных (семейных) отношений.
3. Сделать подборку камней и минералов
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»
Цель: вызвать положительно-эмоциональный отклик у детей, развивать интерес к коллекционированию.
Прогулка
«Удивительное под ногами» экскурсия по территории детского сада
Цель: вызвать поисково-исследовательский интерес,
развивать интерес к коллекционированию.
Вечер
Встреча с интересными людьми (коллекционером).
Цель: способствовать формированию представлений у детей о мире семьи; вызвать интерес к коллекционированию.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Книжный уголок: энциклопедия «Камни и Минералы»
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Как собрать коллекцию»
Цель: способствовать осознанию родителями важности семейного коллекционирования, обеспечивающего развитие познавательных интересов и потребностей детей
Родительское собрание «Коллекционирование – это увлекательно»
Анкета для родителей
«Мир камней»
2. Содержательный шаг
Цель: формирование у детей с помощью взрослого способов действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного общественного опыта в процессе приобщения к коллекционированию;
овладение детьми способами действий по присвоению и сохранению культурного общественного опыта.
2.1 «Ознакомление»
Цель: обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире взрослых (мире общественных отношений, расширение границы познания мира взрослых (мира общественных отношений);
осознание детьми мира взрослых (мира общественных отношений) через приобщение детей к коллекционированию
Задачи работы с детьми
1. Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире взрослых (мире общественных отношений, расширить границы познания мира взрослых (мира общественных отношений).
2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей группе).
3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (предмет – общественное событие).
4. Развивать познавательные интересы и потребности детей в коллекционировании.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Работа в книжном уголке: подбор иллюстраций и картинок на тему: «Какие бывают камни?»
Цель: расширять представления детей по теме «Камни», поддерживать интерес к теме коллекционирования.
Рассматривание энциклопедии В. Белова.
Просмотр презентации
«Этот удивительный мир камней»
Цель: дать детям представление о том, что камни в природе есть не только в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими; познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности.
Прогулка
Разучивание пальчиковой гимнастики
«Веселые камешки».
Игра малой подвижности «Назови, что покажу»
Вечер
Беседа «Что расскажет нам коллекция».
Цель: обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире взрослых, расширять представления о видах коллекционирования.
Опытно-поисковая деятельность
(Свойства камня)
1. Определение цвета и формы.
2. Определение размера.
3. Определение
характера поверхности.
4. Рассматривание камня через лупу.
5. Определение веса.
6. Определение температуры.
7. Плавучесть.
Составление алгоритма описания камня.
Игра-путешествие «Где живёт камень?»
-в морских глубинах;
-в недрах земли;
-из космического пространства.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Иллюстрации и картинки на тему: «Какие бывают камни?»
• Энциклопедия В. Белова.
• Камни
• ИКТ презентация «Этот удивительный мир камней»
• Игра-путешествие «Где живёт камень?»
Взаимодействие с родителями
Рекомендации родителям: «Как оформить коллекцию камней и минералов»
Привлечь родителей к совместному с детьми подбору картинок, иллюстраций на тему «Какие бывают камни?»
Предложить родителям
рассмотреть с детьми предметы и украшения из камней
Консультация для родителей «Коллекционирование от А до Я»
Цель: познакомить родителей с видами и способами коллекционирования; показать значение коллекционирования для развития ребенка и укрепления семейных связей.
Мастер-класс «Оформление коллекций»
Цель: формировать у родителей умение составлять и сохранять семейные реликвии.
2.2 «Освоение»
Цель: осознание детьми мира взрослых (мира общественных отношений, присвоение детьми определенных характеристик мира взрослых (мира общественных отношений) как объекта идентификации в процессе сбора коллекций.
Задачи работы с детьми
1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, диапазоне ценностей мира взрослых (мира общественных отношений) на примере предметов коллекционирования.
2. Формировать у детей представление о ценностях мира взрослых (мира общественных отношений, в предметах коллекционирования.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Прослушивание аудио – энциклопедии «Полезные ископаемые».
Цель: формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах, знакомство с профессией геолога.
Рассказ воспитателя «Как появляются горы».
Цель: расширить представление о горах
Создание макета горы.
Цель: развивать навыки постановки опытов; развивать память, внимание, связную речь; логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.
Ситуативный разговор «Что нам необходимо для путешествия в горы».
Беседа «Как люди применяют камни в жизни» (строительстве, об украшениях из камней, о деталях интерьера и т. д.)
Цель: уточнять, обобщить и расширить знания детей о драгоценных камнях и минералах.
Выкладывание контурных рисунков камешками.
Цель: развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств.
Создание в группе уголка коллекционирования
Цель: развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации
Пополнение коллекции
Прогулка
Подвижная игра «Гора и камешки»
Цель: дать представление о том, что вода и ветер камень точат; развивать эмпатию, воображение.
Вечер
Просмотр мультфильма «Наследство волшебника Бахрама»
Цель: познакомить с работой шахтёра; развивать познавательный интерес; обогащать представление о труде взрослых и словарный запас детей (шахта, шахтёр, добыча).
Чтение стихотворений о мраморе и граните, о драгоценных камнях.
Ситуативный разговор «Камень друг или враг?»
Настольные игры: «Отыщи такой же камень», «Бусы для Хозяйки Медной Горы», «Что из чего сделано», «Сосчитай камушки», «Найди лишний», «Узнай на ощупь».
Д/и «Сосчитай чашки» -
Цель: развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств.
СРИ «Геологи», «Путешествие по горам России».
Цель: воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Коллекция камней, магнитофон
• Камни, подносы для детей, емкость с водой, лупы для индивидуального пользования, сундучок с камнями для изучения, макет вулкана для каждого ребенка, питьевая сода с краской, жидкое мыло, лимонный сок
• ЭОР
• Изо - контурные рисунки
• Художественная и познавательная литература
• Настольные игры: «Отыщи такой же камень», «Бусы для Хозяйки Медной Горы», «Что из чего сделано», «Сосчитай камушки», «Найди лишний», «Узнай на ощупь».
• Атрибуты к СРИ «Геологи», «Путешествие по горам России».
Взаимодействие с родителями
Предложить родителям совместно с детьми изготовить поделки для выставки «Волшебные превращения камня».
Индивидуальные беседы с родителями детей
Цель: способствовать проявлению у детей и родителей индивидуальных склонностей к коллекционированию
Консультация для родителей «Проведение и подготовка опытов дома «Домашняя лаборатория»».
Составление вместе с детьми творческих рассказов «Камни разные нужны, камни всякие важны».
2.3 «Проживание»
Цель: интериоризация (присвоение) детьми определенных характеристик мира взрослых (мира общественных отношений) как объекта идентификации, стимулирование стремления детей к совместной со взрослым деятельности по «проживанию» мира взрослых (мира общественных отношений).
Задачи работы с детьми
1. Формировать у детей умение понимать и оценивать переживания и мотивы поведения других людей.
2. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Презентация детьми своего коллекционного камня или своей мини - коллекции камней и минералов
Цель: закрепить представления детей об увлечениях членов своей семьи; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформлении своих коллекций
Проектная деятельность «Эти удивительные камни»
Цель: создать коллекцию камней и минералов в группе
Продуктивная деятельность: лепка «Каменный цветок»
Цель: упражнять детей в лепки цветка из пластилина скульптурным способом; развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук, умение передать специфику камня через оформление природными (камушки, орехи, фасоль, скарлупа, жёлуди) и бытовыми (бусины, бисер, блёстки) материалами.
СРИ «Экскурсия в музей камня»
Прогулка
Дид. игра «Я начну,а ты продолжи» (подбор слов,определений)
Подвижная игра «Семь камней».
не менее 6 участников – тогда они смогут разбиться на две команды.
У игрока из команды убегающих в руках мяч, которым необходимо сбить пирамидку. Если пирамидка удачно сбита, то все участники команды разбегаются в разные стороны кто куда, но в пределах заранее оговоренного пространства! Водящие стараются побыстрее овладеть мячом. Задача водящих – выбить этим мячом одного за другим всех убегающих. Если в убегающего игрока попали мячом, то он идет к разбитой пирамидке и ждет, как развернутся события в игре. Любой (не выбитый) игрок из команды убегающих может выбрать удачный момент, чтобы сделать попытку быстро собрать пирамидку. Если это удается сделать, то все игроки команды снова становятся убегающими – и игра повторяется сначала. Команда догоняющих проигрывает партию. Количество партий оговаривается. За каждую выигранную партию команда получает 1 очко.
Вечер
Чтение П. П. Бажова «Хозяйка медной горы».
Дидактическая игра «Отыщи такой же камень».
СРИ «В ювелирной лавке», «Шахтёры».
Рисование на камнях.
Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, зрительную память, воображение, логическое мышление, творчество.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Коллекция камней
• Изо – материалы (лепка); плакат с цветами, маленькие бабочки, камушки, краски, кисточки, веселая музыка.
• Атрибуты к СРИ «Экскурсия в музей камня», «В ювелирной лавке», «Шахтёры».
Взаимодействие с родителями
Выставка совместного творчества детей и родителей «Волшебные превращения камня»
Дать задание родителям: принести из дома камень, совместно с детьми составить рассказ к нему.
Предложить посетить краеведческий музей с целью ознакомления коллекции местных камней и минералов.
3. Рефлексирующий шаг
Цель: осознание детьми представлений о мире взрослых (мире общественных отношений) и собственного отношения к миру взрослых (миру общественных отношений, полученных в ходе знакомства предметами коллекционирования;
укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения ребенка к миру взрослых (миру общественных отношений).
Задачи работы с детьми
1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение взрослых, сверстников, членов своей семьи.
2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Составление рассказа о камне из нашей коллекции
Игра «Подбери пару»
Цель: умение группировать камни по роду происхождения камня.
Итоговая викторина «Эти удивительные камни».
Цель: формировать у детей дошкольного возраста логическое мышление. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсом, экологическую культуру, мелкую моторику рук, побуждать к поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Прогулка
Подвижная игра с речевым сопровождением «Гора и камешки».
Дети-«камешки» стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, изображая гору. Звучит музыка.
Ведущий говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы, потом другой, третий (еще часть детей по очереди отделяется от «горы»). Гора становится все меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору!»
Цель: выполнение действий в соответствии с текстом.
Игра-соревнование с камушками «Донеси- не урони»
Цель: упражнять в выполнении действий.
Вечер
Рассказ из личного опыта «Коллекция моей семьи»
Цель: вызвать у детей желание рассказывать о семейных традициях, обычаях, реликвиях
Чтение пословиц и поговорок о камнях.
Декупаж камней.
Цель: познакомить с новым видом аппликации – декупаж.
Составление на камне узоров из пластилина: «Бабочка» «Гусеница» «Волшебный цветок», «Божья коровка» (на воображение ребенка, Отпечатки на пластилине.
Работа с экраном самооценки
Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Коллекция камней, цветные трехслойные салфетки, клей ПВА, кисточки, пластилин, гуашь, вода.
Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей
Цель: выявить представления родителей о связях между миром семьи и миром предметов
Экспресс–опрос «Может ли коллекционирование увлечь дошкольника»
Цель: выявить представления родителей о значении коллекционирования в развитии ребенка
4. Шаг совершенствования
Цель: реализация детьми представлений о мире взрослых (мире общественных отношений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в действиях и деятельности.
Самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию мира взрослых (мира общественных отношений).
Задачи работы с детьми
2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.
3. Формировать у детей умение применять знания и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Беседа «Коллекция камней и минералов»
Создание фоторепортажа «Наша коллекция»
Прогулка
П/и «Гора, земля, вода»
Ход игры: играющие становятся в круг, в середине его ведущий. Он бросает кому-нибудь мяч, произнося одно из трех слов: «гора», «земля», «вода». Тот, кто поймал мяч, должен назвать камень или минерал, который относится к тому или иному месту нахождения. Кто ошибся, выходит из игры.
Вечер
Введение новой групповой традиции «Расскажи о своей коллекции»
Цель: формировать у детей умение применять знания и опыт, полученный в коллекционировании; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформлении коллекций
Взаимодействие с родителями
Организация праздничного чаепития «Приходите в гости к нам»
Оформление фотогазеты совместно с родителями «Мир волшебных камней».