Венера Гарифуллина
Формирование нравственно-культурных ценностей у детей с использованием фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Система современного отечественного образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Об этом говорится в Законе Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ». В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Публикация «Формирование нравственно-культурных ценностей у детей с использованием фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок. [2]
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
А также Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» были определены основные целевые ориентиры для развития успешной личности дошкольника, для формирования у дошкольников различных компетенций. [1]
Проблема патриотического воспитания всегда занимала одно из ведущих направлений нашего дошкольного образования, где указывалась необходимость воспитать ребёнка, как человека, гражданина, любящего свою Родину, свою страну и окружающих его людей. Мы, воспитатели, в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы запечатлеть в памяти ребёнка всё то родное, близкое, из чего складывается будущая успешная личность. Патриотическое воспитание молодого поколения должно основываться на героических примерах прошлого, подвигах солдат и простого русского народа, на знании, символики России, на стремлении приобщать детей к общечеловеческим ценностям. [4] Исходя из вышеизложенного я поставила цель своей работы: определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города и страны.
Задачи исследования:
1. Изучить методы и научно методическую, литературу по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
2. Дать описание опыта по формированию нравственно-патриотичеких ориентиров у детей старшего дошкольного возраста в взаимодействии с семьей.
3. Показать результативность своего педагогического опыта
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Другими словами механизм нравственного воспитания можно представить так: знания и представления? мотивы? чувства и отношения? навыки и привычки? поступки и поведение. Поступки и поведение позволяют проверить прочность формируемого качества.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при взаимодействии ДОУ и семьи, направленные на морально - ценностные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Основные формы работы с семьей.
День открытых дверей. Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Беседы (индивидуальные, групповые). Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов
Семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их.
Родительские собрания. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др.
Совместная экскурсия. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания.
Семейные клубы. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
"Родительская почта". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.
Сегодня партнёрство семьи и образовательного учреждения - это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Но для его становления требуется серьёзная предварительная работа педагогического коллектива по развитию готовности родителей к активному и эффективному сотрудничеству в вопросах нравственного воспитания детей. Необходимо искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы воспитания.
В нашем ДОУ в течение ряда лет проводится работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей с учётом приоритетных направлений и учётом специфики места проживания подрастающего поколения. Весь комплекс воспитательных задач устремлен на достижения главной цели - формирование нового гармонически развитого человека. Систематическая и целенаправленная работа коллектива ДОУ по данному направлению проводилась при активном участии родителей воспитанников и тесной связи с прочими учреждениями.
Работу с детьми организовала на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. Были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по селу, чтение литературных произведений.
Одним из методов нравственно - патриотического воспитания дошкольников является ознакомление с устным народным творчеством, фольклором. Весной 2015 году мы с детьми показали открытое районное мероприятие- развлечение на тему: "Сороки - встреча весны" по социально – коммуникативному развитию через приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» Дети с удовольствием отпраздновали встречу весны по русским народным традициям, узнали о весеннем равноденствии, рассказали множество пословиц, поговорок, закличек. Созывали весну, пели русские народные хороводные песни, играли в народные игры, задорно исполнили парный русский народный танец, создали свой оркестр, обыгрывали сказку, как девочка Маша искала весну. Дети показали свое отношение в родному краю, к своей родине.