Наталья Ульяненко
Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для воспитателей на тему:
«Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Но от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя всё «разумное, доброе, вечное» что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.
Публикация «Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций» размещена в разделах
Главной задачей в работе с детьми мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций, природно-экологического своеобразия Белгородчины, является одной из ведущих задач образовательной работы нашей группы. В целях её реализации создан музей русской старины, где дети знакомятся с предметами обихода труда, одеждой, орудиями труда своих предков. Оборудован уголок краеведения, в котором содержится, познавательный материл «коллекция земных пород района. Альбомы с фотографиями, открытками, статьями, игры развивающего содержания», что побуждает у детей интерес к изучению родного края. Создан уголок для театрализованных игр и представлений. В нё м отведено место для различных видов театра: пальчиковый, теневой, настольный, театр на рукавичках, и театр ложек. Изготовлена ширма с декорациями, куклы старины, скрутки, вязанные, соломенные, где дети драматизируют сказки, обыгрывают песенки, потешки, развивают речевую активность.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этетические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путём ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани как простой воин. Это великие полководцы- А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. В своей работе главной задачей считаю – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Мы придаём большое значение увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть и любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность. Народные игры учат личность, тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Народные праздники являются большой яркой и глубокой содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Одним из самых любимых праздников на Руси всегда было Рождество Христово. Существует русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Подготовка к этому празднику у нас в саду происходит заранее – ещё в декабре, но это не мешает педагогическому процессу, а наоборот, придаёт ему особый радостный смысл. В организованной образовательной деятельности музыка, дети разучивают рождественские колядки, по изодеятельности, готовят подарки. В сочельник устраиваются посиделки в нашей горенке с гостями и родителями. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было на Руси традицией.
О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Начиная работу по формированию духовно – нравственного здоровья детей, мы, прежде всего. Обязаны сами хорошо знать историю нашего края. Мы должны знать, о чём рассказать и что показать детям, выделив наиболее характерное для данной местности или края. Любой город, область, небольшие деревушки и сёла - неповторимы. В каждом месте своя природа, быт, история и традиции. Мы стараемся доступно донести до сознания детей историю родного края и традиции. Достопримечательности, память о выдающихся людях. С учётом возраста детей диапазон объектов, с которыми знакомим дошкольников – расширяется. Мы объясняем детям, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы, что у каждого человека есть свой дом, свой город в котором он родился и живёт, это его малая Родина.
Совершая экскурсии по городу, на природу, дети, наблюдая за трудом взрослых, начинают осознавать, что труд объединяет людей, требует от них взаимопомощи, знания своего дела.
У каждого народа свои обычаи и традиции, и передают они их из поколения в поколение, потому что несут нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие, взаимопомощь,- а это богатый материал для воспитания любви к Родине.
Очень актуальна в настоящее время работа с семьёй по формированию у детей духовно – нравственного здоровья. И сохранение семейных традиций, и преемственность поколений, - всё это сближает и роднит людей. Эта работа требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы духовно – нравственного здоровья не считаются важным и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы стараемся привлечь родителей к семейным экскурсиям по городу, к оформлению фотовыставок, участию в выставках семейных поделок, посещению занятий в воскресной школе, участию в спортивных мероприятиях, как в детском саду, так и в городе. Всё это приобщает детей к истории родного края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело доже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются, и упущение в дошкольном возрасте наверстать в школе чаще всего не удаётся. А ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий его мир с его духовно – нравственными ценностями, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека.
Формируя духовно – нравственное здоровье детей, нам следует находиться в постоянном творческом поиске – это даёт право надеяться на успех.