наталья аргаткина
Формирование у детей сознательного отношения к здоровому образу жизни через организацию занятий валеологического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже несколько лет я веду углубленную работу по теме: «Формирование у детей сознательного отношения к здоровому образу жизни через организацию занятий валеологического содержания».
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Я считаю, что дошкольные учреждения несут полную ответственность за воспитание человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т. к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Публикация «Формирование у детей сознательного отношения к здоровому образу жизни через организацию занятий валеологического содержания» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности.
Я считаю, что у ребёнка-дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не только физическое здоровье ребенка, но и социальное благополучие, психическая стабильность и нравственное воспитание. Все эти компоненты я учитываю при формировании сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей моей группы.
Я определила основные задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам :
• младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;
• средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;
• старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию).
Исходя из основных задач возраста, я определила текущие задачи:
1 младшая группа
1. Приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.
2. Формировать навыки охраны личного здоровья.
3. Поддерживать (поощрять) потребность в самостоятельной двигательной активности.
2 младшая группа
1. Формировать навыки здорового образа жизни, закреплять потребность в чистоте и аккуратности.
2. Формировать навыки культурного поведения; добиваться понимания детьми предъявляемых им требований.
3. Знакомить детей с факторами, влияющими на их здоровье.
4. Воспитывать потребность в двигательной активности.
Средняя группа
1. Закреплять потребность в чистоте и аккуратности, продолжать формировать навыки культурного поведения.
2. Продолжать знакомить с факторами, влияющими на здоровье.
3. Развивать умение осознать и сформулировать свои переживания, потребности, желания.
4. Формировать элементарные представления о видах спорта.
Старшая группа
1. Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.
2. Формировать позитивное отношение к гигиеническим навыкам, соотносить знания детей о культуре тела и психогигиене с реальными действиями в повседневной жизни.
3. Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека.
4. Стимулировать ребёнка активно включаться в процесс физического
развития.
Подготовительная к школе группа
1. Способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом через ознакомление с доступными для детей сведениями из истории развития Олимпийского движения.
2. Развивать самосознание и умственную саморегуляцию в действиях.
3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, что природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию.
Для выполнения эти задач в подготовительной к школе группе я разработала перспективный план, который дает возможность вести работу системно и комплексно. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей.
Я считаю, что занятия валеологического содержания позволяют сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Занятия предусматривают постепенное усложнение представлений детей о себе, через игры и упражнения они получают доступные их возрасту знания о строении тела человека, функциях его органов и систем. Однако здесь главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены. Занятия по валеологии помогают сформировать у детей специальные знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. Они являются для детей своеобразным «испытательным полигоном» для осуществления первых попыток самостоятельной работы над собой, своим телом, эмоциями, над развитием коммуникативных способностей, воспитанием гуманного отношения к миру, к окружающим людям и самому себе. Я включаю занятия валеологического содержания в общий педагогический процесс. Каждое занятие посвящено какой-либо одной проблеме, которая затем прослеживается через все режимные моменты. Для наглядности я нарисовала в доступном для детей виде строение и функции некоторых органов человека, а также собрала картотеку игр, стихотворений и рекомендаций об органах чувств.
Многие занятия проходили в медицинском кабинете, где оборудован уголок, в котором находятся игры и пособия по здоровьесберегающим технологиям. Эти занятия очень запомнились детям, ведь там можно было не только увидеть внутренние органы человека, его скелет, но и потрогать все это на макете. Я видела, что после многих валеологических занятий у детей проявлялись полезные навыки. Например, если раньше после прогулки или активной игры дети вспотели, то им приходилось напоминать о необходимости переодеться, теперь же они сами помнили об этом.
У некоторых детей занятия вызывали сильный эмоциональный отклик. Аня Г. после занятия о зубах дома нарисовала здоровый и больной зубы и нашла о них стихотворение в интернете. Она принесла свою работу в детский сад, и мы все вместе вспомнили еще раз правила ухода за зубами. Во время свободной деятельности дети сделали органы человека с помощью пооперационных карт из бисера.
Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является закаливание. Закаливание – это система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, оказывается на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Именно поэтому я большое внимание уделяю системе закаливающих процедур. Я провожу их с учетом индивидуальных особенностей и самочувствия ребенка. Наряду с классическими мероприятиями: утреней гимнастикой, обливанием холодной водой использую и нетрадиционные методы. В гимнастику после сна я добавила упражнения по профилактике плоскостопия, нарушений осанки; в утреннюю гимнастику – упражнения для глаз. Я составила картотеку нетрадиционных видов закаливания.
Чтобы проследить динамику развития валеологической культуры дошкольников, я воспользовалась методикой разработанной В. А. Деркунской. Если проанализировать результаты диагностики в начале и в конце подготовительной к школе группы, то можно увидеть, что увеличилось количество детей, показавших высокий уровень, а низкого уровня не осталось совсем. Эта диагностика позволила мне спроектировать целостный, но при этом вариативный здоровьесберегающии педагогически процесс, в котором были созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку быть здоровым и максимально раскрыться, а значит, развиться в разных видах детской деятельности и общении.
В настоящее время я работаю во второй младшей группе. Одной из основных задач в этом возрасте является формирование элементарных навыков личной гигиены и культурного поведения. Для того чтобы детям было легче понимать элементарные правила личной гигиены, правильного питания я придумала и сделала карты-схемы, описывающие последовательность действий при их выполнении. Формирование сознательного отношения к здоровому образу это целостный педагогический процесс, который развивается не только на занятиях, но и в играх детей, на прогулке, затрагивая все режимные моменты, поэтому я разработала перспективный план, который поможет мне добиться наилучших результатов.
Считаю, что моя работа по формированию сознательного отношения к здоровому образу жизни была бы не столь успешной, если бы не постоянное конструктивное взаимодействие с родителями детей. Провела родительские собрания : «Здоровье ребенка в руках взрослых», «Правильное питание-залог здоровья». Родители участвовали в семинаре практикуме: «Только здоровые родители могут вырастить здорового ребенка».
Я считаю, что моя главная задача – не вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье, сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. Поэтому я планирую и в дальнейшем заниматься этой проблемой, выполняя все поставленные перед собой задачи.