МААМ-картинки

Механизмы формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования

Дина Кзылбаева
Механизмы формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

Кзылбаева Дина Кинесовна- педагог дополнительного образования СП ГБУСОШ №1с. Большая Черниговка «Центр детского творчества».

«Механизмы формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования»

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

Публикация «Механизмы формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования» размещена в разделах

Поэтому когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Подбирая комнатные растения я, в первую очередь ориентировалась на красиво и обильно цветущие растения, например бальзамин и фиалку, а так же растения с пёстрой и яркой окраской листьев, с ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными широкими листьями, которые легко вытирать, например небольшой фикус. Ухаживая за комнатными растениями, дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность: полить их под присмотром воспитателя, вытереть пыль с листьев. В процессе наблюдений за растениями, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируется представление о растениях как живых существах, их потребностях, росте, изменениях в зависимости от сезона.

Для длительных наблюдений за живыми объектами хорошо подходит аквариум с рыбками. Именно с цикла наблюдений за аквариумными рыбками я начала знакомить детей с обитателями уголка природы. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подбирать рыбок крупных, ярко окрашенных, ведущих в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающих корм, быстро плавающих.

Выращивание комнатных цветов – процесс долгий, трудоёмкий, не всегда доступный пониманию малыша. Другое дело “огород” на окне, “возделанный” руками малышей. практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка, наблюдают за их ростом.

Для занятий исследовательской деятельностью я организовала центр песка и воды, где сосредоточен разнообразный природный материал для проведения опытов. Это помогло активизировать познавательный интерес детей. Исследуем движение воды и воздуха,узнаем условия, необходимые для жизни растений и животных

Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Преобладает наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Ребенок мыслит, прежде всего, образами. Но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям. Ощущение и восприятие окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением. С этих позиций особое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой, который осуществляется на прогулке. Целевые прогулки, экскурсии и циклы наблюдений за растениями, животными и природными явлениями крайне важны для формирования экологических знаний у детей и также являются одними из основных форм работы. Я организую занятия на природе 1 раз в неделю, если позволяет погода, а также экскурсии.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованием жизни и как природа служит им. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе

Дети быстро учатся замечать приспособленность отдельных растении и животных, а также человека к определенной среде обитания и к ее сезонным изменениям.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков наблюдения и наблюдательности как таковой, сенсорных способностей (умения видеть разнообразные признаки объектов : цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр., мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности, воображения и творческих способностей.

Структура экскурсии: вводная беседа, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор материала, игры детей с собранным материалом, заключительная часть, во время которой Закреплять практические навыки также путем приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде, расположенном на территории ДОУ, где группа имеет свою грядку. Здесь дошкольники совместно с воспитателем получают руководитель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях, По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света - общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Экскурсию организовать значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при том условии, что проведена тщательная подготовка.

Исходя из представленного выше - педагогические условия, способствующие наиболее успешному развитию бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе природоведческих экскурсий :

1. Если при проведении экскурсии особое внимание будет уделяться редким и уязвимым объектам природы, которые требуют бережного отношения.

2. Если в ходе проведения экскурсии будут реализованы простейшие природоохранные мероприятия.

3. Если внимание детей на экскурсии будет привлечено к антропогенным нарушениям в экосистеме и возможностях их устранения.

4. Если в процессе проведения экскурсии педагог будет использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей.

Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши

знакомятся с окружающим миром. В своих играх с детьми я старалась использовать натуральные предметы (овощи, фрукты, цветы, фотографии, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и различные игрушки. Игры использовались в ходе проведения прогулок, занятий и свободное время. Например: “Кто что ест?”, “Чья

это мама?”, “Узнай и назови”, слайде сюжетно-ролевая игру «Пожар в лесу». Во время этой игры дети закрепили правила поведения в лесу и правила тушения пожара. Особое внимание детей обращается на бережное отношение к растениям и обитателям леса. В игровых обучающих ситуациях старалась использовать кукольных персонажей: Незнайку, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как “Медосмотр комнатных растений доктором Айболитом”. Айболит “выписывает рецепты” по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы. Чтение сказок и рассказов о животных очень нравится детям, они запоминают описание внешнего вида животных их повадки, среду обитания. Художественная литература помогает сформировать положительное эмоциональное отношение к живому. Большую познавательную информацию дети получают во время просмотра фильмов из серии «Твои веселые друзья зверята». Ребята пробуют самостоятельно сочинять сказки о животных, которые представляем на конкурсе «Экологическая сказка».

Ребятам очень нравится принимать участие в конкурсах поделок из бросового материала «Красота спасет мир»(дети понимают,что не стоит загрязнять окружающую среду, из природного материала «Экоскульптура», «В гостях у бабушки Агафьи». А также в конкурсе стихов о природе «Раз словечко, два словечко…», экологических плакатов «Пусти природу в сердце», рисунков «Экологический заповедник», «Зелёная планета». Создав определенную эколого-развивающую среду, систематически и творчески организуя детскую деятельность мы положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.

Публикации по теме:

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования Веками человек был потребителем по отношению к природе. Жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Решать эту проблему,.

Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями «Развитие любознательности ребёнка и формирование бережного отношения к природе через ознакомление с комнатными растениями».[/h3] Особое.

Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе» Введение Проблема Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой можно проследить практически на каждом этапе исторического.

Проект «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми» 1. Тема работы: «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми» - Существующие.

Программа дополнительного образования дошкольников ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Старший дошкольный возраст Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели и.

Программа дополнительного образования по изодеятельности для дошкольников 4–5 лет с ООП Разработано совместно с воспитателем КГКП я/с «Колобок» г. Сарани Иконниковой Н. А. Пояснительная записка Программа коррекционной работы.

Развитие любознательности дошкольника, формирование бережного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает любознательность. Она характеризуется стремлением.

Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения. "Человек был.

Отчет о работе по самообразованию по теме «Воспитание у детей бережного отношения к природе» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе Глава 1. Теоретические основы формирования гуманного отношения дошкольников к природе 1.1 Сущность понятия «экологические праздники и экологические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Механизмы формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования
Опубликовано: 24 июня 2015 в 14:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Механизмы формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Дина Кзылбаева (УИ 333286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД