Яна Янина
Развитие творческих способностей старших дошкольников с использованием техники «Батик»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«… ребёнок по своей природе – пытливый исследователь
мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир
в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре,
в собственном творчестве…».
В. А. Сухомлинский
Воспитать творческого человека без красоты невозможно. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. В связи с этим процесс рисования нужно понимать не только как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников с использованием техники „Батик“» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Рисуя, ребёнок развивает определённые способности : зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятие рисованием доставляет ребенку радость, создает положительный настрой. Поэтому тема использования нетрадиционных способов рисования считается актуальной, ведь привлечь внимание ребенка-дошкольника к созданию своего нового, оригинального в современном мире не так легко, как может казаться на первый взгляд.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [6]. А это значит, что образовательному учреждению необходимо обеспечить надлежащие условия для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации образовательной деятельности, перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Включение техники батик в творческую деятельность, в силу новизны, повышает интерес дошкольников к изобразительному творчеству.
Каждая встреча ребенка с изобразительным материалом должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить эту встречу в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. Задача педагога – научить детей использовать нетрадиционные способы изображения, что позволит развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами.
У старших дошкольников творчество характеризуется, умением поэтапно создавать образ, умением представить предмет, явление и в творческом процессе увидеть и изобразить связь между ними. Мы остановились на технике батик как новом виде изобразительной деятельности.
Технология
1. История развития техники батик и её возможности в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Одним из исследователей детского изобразительного творчества была Е. А. Флёрина. По её мнению «детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании; отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства». Линию развития детского изобразительного творчества она характеризует как «сложный динамический процесс сосуществования и качественно меняющегося взаимодействия различных ступеней и тенденций, который определяется общим развитием ребенка, где моменты возрастной и индивидуальной психологии действуют в единстве и большой зависимости от воспитания и обучения» [4].
Проблема развития творческих способностей с использованием техники батик детей старшего дошкольного возраста находит отражение в исследованиях Ковалицкой Л., Абрамовой О. А., Кожохиной С. К. Достоинством данных работ являются методические рекомендации по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования техники батик. Именно эта техника дает успешный конечный результат и делает творческий процесс интересным и увлекательным.
В основу творческой работы с детьми старшего дошкольного возраста положены следующие принципы:
• систематичности и последовательности материала (от простого к сложному, от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому);
• наглядности (обогащение чувственного познавательного опыта);
• повторности материала (преподнесение материала реализуется в том, что в последующих занятиях детям предлагаются уже знакомые им нетрадиционные материалы);
• эмоционального освоения (удивление – интерес – радость).
Цель – развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием техники батик.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей возникновения батик.
• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционной техникой.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять технику батик.
• Содействовать знакомству родителей с техникой батик; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие :
• Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса.
• Развитие глазомера, художественно – графических умений и навыков.
• Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия.
• Развитие точных движений рук и мелкой моторики пальцев.
• Укреплять психическое здоровье через использование техники батик.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству, аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие;
• Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
Детское творчество способствует развитию внимания, памяти, речи, воображения, связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Традиционных подходов часто бывает недостаточно для развития творчества у современных детей. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, реализовать свой творческий потенциал. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребенка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой будет его духовная жизнь – богатой или бедной. Поэтому необходимо вводить новые техники рисования, обучать новым приемам или усложнять способы выполнения уже знакомых, чтобы дети могли экспериментировать, выбирать и распоряжаться при решении различных изобразительных задач [2].
Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является роспись по ткани (батик).
Декоративное искусство – это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Оно не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности. Народные мастера работают в традиции и сохраняют в своём творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки. Современному художнику-прикладнику предоставлен огромный выбор различных материалов, он свободен в осуществлении творческих замыслов. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
Важным условием успешного развития способностей ребенка на занятиях по технике батик является разнообразие и вариативность работы. Чтобы создать рисунок, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков. Также это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве.
Слово батик происходит от малайского племени батаков, применявших особые способы при росписи тканей. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день популярна одежда, расписанная вручную. Индонезийское слово «batik», в переводе «ba» - хлопчатобумажная ткань, а «tik» - «точка» или «капля», т. е. батик обозначает «рисовать каплями на ткани» [5].
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Рисунок был незамысловатым, диктовался правилам и духом времени, в нём не было индивидуальности. С 1936 года в России применялся метод холодного батика, появились артели, которые изготавливали на заказ косынки, шарфы, шали, изделия для интерьеров. Позднее начали появляться декоративные панно и живопись на ткани. В 70-е годы техника батика получила второе рождение в виде «авторских» батиков.
Роспись по ткани – настолько увлекательное занятие, что за работой забываешь обо всем, с интересом наблюдаешь, как растекаются краски по ткани, как меняются цвета, как появляются необычные эффекты… и результат абсолютно непредсказуем, каждое изделие получается универсальным и скопировать его просто невозможно.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, графики, пастели, витражи, мозаики.
2. Основные виды, техники батик, которые возможно использовать с детьми старшего дошкольного возраста
Существует несколько техник батика : холодный, горячий, свободный, узелковый, солевой, монотопия, витраж, смещения и другие.
2.1. Свободная роспись
Эта роспись очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Её ещё называют акварельной техникой. Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание краски по ткани. Поскольку без них трудно получить чёткий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли или крахмал, ПВА.
Ткань, натянутая ранее на раму, равномерно смачивается водой, но так, чтобы не стояли лужи (можно сделать губкой или кистью №5). Нанесение краски широкой плоской мягкой кистью на влажную поверхность ткани (растяжками цвета от светлого к тёмному и от тёплого к холодному). А нанесение изображения по чуть влажной ткани тёмным цветом крупными мазками. Далее необходимо высушить рисунок и дополнить детали по сухой ткани мелкими мазками.
2.2. Узелковый батик
Технология узелкового батика достаточно проста. Неожиданные эффекты возникают при работе в этой технике. Она также как и иные методики батика, предполагает зарезервирование ткани от попадания на нее краски, но в данном случае применяется не резервирующий состав, а разнообразные веревки, жгуты и нитки.
1 способ (скручивания). Сначала ткань необходимо смочить водой, отжать и расправить. Собрать все уголки на середину ткани и начинаем скручивать ткань в тугой жгут. Далее жгутики необходимо как можно крепче перетянуть ниткой по всей длине, начиная с верхушки (середины ткани). Чем крепче будет затянут жгут, тем красивее будет выглядеть узор. После того как жгутики затянуты, наносим краску, так же начиная с верхушки. Краску можно брать любого цвета и количества. Главное – тщательно прокрашивать ткань, чтобы не оставалось белых мест. Теперь необходимо убрать нитки, которыми была связана ткань. Как только нитки удалены, наступает время сюрприза – расправляем ткань!
2 способ. Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого – опускается в краску, или краска наносится на узелки кистью (тогда необходимо смочить узелки водой, чтобы краска «плыла» на ткани). Таким образом, после окончания процесса покраски, узелки, которые были обмотаны нитками, остаются окрашенными. В результате такого способа на ткани будет получаться изображение, зависящее от способов завязки. Далее развязываем узелки и дополняем рисунок по своему желанию. Этот способ заключается в произвольном собирании ткани, завязыванию узлов в определенных местах.
2.3. Солевая роспись
Или техника травления с использованием соли. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соли.
На влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль (важно – не перестараться). Соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой. После полного высыхания красок аккуратно удаляются кристаллы соли.
2.4. Холодный батик
Холодный батик основан на применении резервирующего состава, ограничивающего растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань – важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях – более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовались разводы.
3. Использование техники батик с детьми старшего дошкольного возраста
С техникой батик я познакомилась ещё в колледже. Меня увлекло это занятие. Я стала собирать и подробнее изучать информацию, постепенно начала разбираться в материалах и различных технологиях исполнения батика. Как педагога, работающего с детьми, меня заинтересовал вопрос: а будет ли интересна эта техника детям и как именно эту технику применить в работе с детьми дошкольного возраста.
Батик стал для меня настоящим открытием. Видя, как краска растекается по ткани, приходишь в восторг. При применении узелковой техники эмоции проявляются очень ярко, когда убираешь нить и раскрывается ткань, появляется совершенно неповторимый рисунок. Никто не может устоять перед этой техникой. И конечно, мне захотелось поделиться этой радостью, этим открытием, с воспитанниками и их родителями, а также с коллегами.
Обучение технике батик необходимо выстроить последовательно, с учётом постепенного усложнения техники, сложности задания.
Наиболее эффективными для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техники батик считаю использование данных методов и приё мов:
1. Наглядный (показ, пример, помощь);
2. Словесный (объяснение, описание, поощрение, использование художественного слова, тихой музыки);
3. Практический (самостоятельное и совместное выполнение росписью по ткани - батик).
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Прежде чем приступить к работе с материалом, ребё нок должен получить специальные навыки: работать с жидкими красками, уметь составить нужный цвет и вести линию.
Для того, чтобы работа по освоению детьми данной техники шла системно, последовательно, мы разработали перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с техникой батик с учётом их возрастных возможностей, с опорой на уже имеющиеся у воспитанников знания.
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с техникой батик
Месяц
Сентябрь
1. Знакомство с техникой батик
2. «Капли на ткани» (смешивание красок)
Познакомить детей с техникой батик, с историей возникновения и способами росписи.
Познакомить детей с тканью и акриловыми красками батик.
Октябрь
1. «Радуга»
2. «Осенний пейзаж» Знакомство с техникой свободной росписи, учить смешивать краски.
Продолжать учить детей смешать цвета в технике свободной росписи.
Ноябрь
1. «Удивительный узелок»
2. «Букет для мамы» Познакомить детей с техникой узелкового батика (скручивания). Продолжать учить детей смешивать цвета.
Научить детей правильно завязывать узлы на ткани, продолжать учить пользоваться акварелью, смешивать краски.
Декабрь
1. «Морозный узор на окне»
2. «Новогодняя открытка» Добиваться самостоятельной росписи детей в техники свободного батика.
Отрабатывать навыки свободной росписи с применением восковых мелков (контур).
Январь
1. «Салфетка»
2. «Распишем футболку» Продолжать учить детей завязывать узлы на ткани и создавать узоры на них.
Продолжать учить детей завязывать узелки и украшать цветным узором ткань.
Февраль
1. «На глубине океана»
2. «Галстук для папы» Знакомить детей с техникой солевой батик.
Учить правилам работы с солью.
Знакомить детей с техникой холодного батика с применением контура по ткани (ПВА).
Март
1. «Шарфик для мамы»
2. «Вулканы и горы Камчатки» Продолжать знакомить детей с техникой холодного батика с применением контура по ткани (ПВА).
Познакомить с техникой монотопии, продолжать учить пользоваться акриловыми красками.
Апрель
1. «Космос»
2. «Жар – птица» Закрепить знания в техники свободного батика с применением техники монотопии.
Продолжать знакомить с техникой солевой батик.
Май
1. «Угадай – ка!»
2. «Бабочка» Продолжать знакомить детей с техникой холодного батика с применением контура по ткани (ПВА).
Закрепить технику с использованием холодного батика с применением контура по ткани (ПВА) и техники солевой батик.
На основе разработанного плана нами были составлены конспекты НОД с использованием техники батик (Приложение 5).
Для вовлечения родителей в образовательный процесс была проведена консультация «Нетрадиционная техника рисования» по ознакомлению с техникой батик и мастер-класс «Волшебный мир батика» по росписи ткани в данной технике, так же проводились индивидуальные консультации и беседы с родителями (по мере необходимости) (Приложение 6).
Обучение детей технике батик провожу 2 раза в месяц в вечернее время, продолжительность 20-25 минут.
Заключение
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе освоения техники батик у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Каждый способ рисования в этой технике – это маленькая игра, которая позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.
Данная техника нетрадиционного рисования содействует развитию инициативы, самостоятельности, создает эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.
В использовании техники батик было выявлено, что она способствует :
• ощущению положительных эмоций;
• развитию фантазии, творческих способностей;
• активации воображения;
• развитию интереса к изобразительному творчеству, мелкой моторики пальцев рук;
• формированию уверенности в себе, в своих способностях;
• поиску выразительности средств передачи образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции.
Ценность данной техники является поистине уникальной, так как овладение ею доступно и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они приобретают бесценный опыт, положительные эмоции, которые составляют основу психологического здоровья и эмоционального благополучия, расширяется их кругозор, развивается творческая фантазия и полезные навыки рукоделия, что позволяет детям с ОВЗ чувствовать себя более уверенно не только в детском коллективе, но и в современном социуме.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возрастных особенностей детей.
Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования, они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. С увлечением создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения. Для одних занятие батиком станет интересным увлечением, даст выход творческой энергии и фантазии, а для других – это начало обучению профессии художника.
Успешная реализация плана работы по освоению детьми данной техники была бы невозможна без заинтересованного отношения и активного участия родителей воспитанников.
Данная методическая разработка может быть использована в практической деятельности педагогами в дошкольных образовательных учреждениях, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, родителями.
Список использованных источников и электронных ресурсов
1. Настольная игра воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. «Текст»/ И. В. Груздова, С. В. Кузнецова, Е. В. Котова, Т. А. Романова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 20110. – 390 с.
2. Т. С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов/ Т. С. Комарова. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – с. 120.
3. Л. С. Выготский воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1991. – 92 с.
4. Е. А. Флёрина изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956. – 22 с.
5. С. С. Константинова техника изобразительного искусства. Конспект лекций. – Ростов Н/ Д: Феникс, 2004. – 176 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
7. О. А. Абрамова искусство батика для детей 5 – 7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры и методические рекомендации. Издательство: Детство-Пресс. -2010 г. – 80 с.
8. С. К. Кожохина Книга: Батик. Все о картинах на ткани Издательство: «Академия развития».-2006 г. – 144 с.
9. О. С. Ушакова развитие речи и творчества дошкольников – 4-изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
10. Г. Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
11. Г. Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.
12. https//www.maam.ru
13. https//nsportal.ru
14. https//infourok.ru