Татьяна Яцунова
Сказка как источник развития творческих способностей в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость в духовно- нравственном воспитании детей. Одним из более эффективных средств обучения и воспитания является духовно- нравственное воспитание сказкой. Дети очень любят сказки, она приходит в мир ребенка с самого раннего возраста. Сказочные герои живут рядом с детьми и они становятся неотъемлемой частью жизни наших детей.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Через восприятия сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать самого себя. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была актуальной. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Творчество, развитие творческих способностей – одна из главных задач воспитания.
Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству.
Для развития творческих способностей в процессе формирования духовно-нравственных качеств у детей с помощью сказок, в нашей группе организованна развивающая предметно-пространственная среда. В группе создан мини-музей «В гостях у сказки», где собраны предметы из разных сказок, которые знают дети. Настольные игры с карточками, раскраски на сказочные темы, пазлы, лото, домино. Игры расположены так чтобы дети могли самостоятельно использовать в свободное время. Так же имеется разнообразие масок для драматизации, конусный театр, пальчиковый театр, куклы Би-ба-бо.
Немаловажной ролью является совместная деятельность детей и родителей. В наше время ценности стали материальными, нежели духовными. Многие родители мало покупают книжек, считают, что наличие компьютера или планшета достаточно для развития. У детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. Именно сказка оказывает воздействие на формирование нравственных представлений. И наша задача вовлекать родителей и объяснять им значимость данной проблеме. В нашей группе мы ведем беседы с родителями, в уголке для родителей стараемся располагать необходимую информацию. На утренниках вместе с детьми драматизировали сказку и все получили огромное удовольствие и родители по другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребенка.
Не случайно говориться: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Работа над прочитанными сказками имеет свое логическое продолжение в творческой деятельности детей : рисунках, лепке, аппликациях, которая помогает закреплять образы сказочных героев.
Дети сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, фантазируют.
Подражая героям сказок дети проявляют инициативу, самостоятельность. Такая работа развивает наблюдательность, воображение, изобразительные способности, чувства прекрасного и любовь к искусству. После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, изобразить, показать этюд из сказки с помощью мимики, жестов. В продуктивной деятельности дети с желанием рисуют, лепят, вносят свои элементы в создание костюмов сказочных героев. Таким образом, каждый ребенок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству. Побуждение к импровизации, использование доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивают детей к творческим поискам. Основными условиями в обучении творчеству являются :
1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
2. Создание чувства безопасности, когда ребенок знает, что его творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.
Как показал опыт работы, сказка является источником развития творческих способностей. Дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Литература:
1. Шорыгина, Т. А. Родные сказки. Нравственное воспитание / Т. А. Шорыгина//Прометей; Книголюб. -2005.-С. 9-11.
2. Микляева, Ю. В. Социально-нравственное воспитание детей / Ю. В. Микляева //Айрис Пресс, Москва. -2009.-С. 38-42.
3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева // М. : ТЦ Сфера. -2003.-С. 15-48.
4. Потаповская, О. А. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей / О. А. Потаповская // Мозаика-Синтез Москва. -2006.-С. 17-22.
5. Зимина, И. Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников /И. Н. Зимина // М. : ТЦ Сфера. -2005.-С. 5-9.