светлана агеева
Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ДЕТСКОЙ ДРУЖБЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
С. А. Агеева
Воспитатель МКДОУ Среднеикорецкий детский сад, с. Средний Икорец Лискинского района Воронежской области
Публикация «Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Краткая аннотация: в статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе. В качестве средства формирования представлений о детской дружбе рассматривается детская художественная литература.
Ключевые слова: детская дружба, представления о детской дружбе, детская художественная литература.
Детская дружба – это первые связи с людьми, не являющимися родителями, важнейший акт социализации ребенка. Дети, лишенные приятелей в детстве в силу разных обстоятельств, труднее устанавливают контакты и связи уже во взрослой жизни.
Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Т. А. Репиной, Д. И. Фельдштейна, З. Фрейд, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.
На этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС определены следующие целевые ориентиры: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и другим людям; активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со сверстниками и пр.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целесообразным представляется формирование социальных представлений по типу «Дружба как эмоциональные близкие отношения», основанных на личных бескорыстных взаимоотношениях между людьми, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Значительное место в нравственном воспитании ребенка и формировании дружеских отношений со сверстниками принадлежит детской художественной литературе. Восприятие ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывает у детей непосредственный отклик: сочувствие и сопереживание не только друзьям, пострадавшим в беде, но и другим персонажам, не связанным дружескими взаимоотношениями. В этом процессе объединяется оценка персонажей, их поступков с эмоциональным к ним отношением [1].
Целью нашего исследования являлось выявление и экспериментальная проверка условий формирования представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературными произведениями.
При организации опытно-экспериментальной работы мы исходили из предположения : формирование представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста будет наиболее эффективно, если в процессе ознакомления с литературными произведениями воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ Среднеикорецкий детский сад Лискинского района. В исследовании приняло участие 15 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Экспериментальная работа проходила в 3 этапа. На констатирующем этапе изучались представления дошкольников о детской дружбе. Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении представлений старших дошкольников о детской дружбе. Исследование представлений дошкольников о детской дружбе проводилось по следующим методикам: беседа «Ты мой друг и я твой друг.»;методика «Закончи историю»;методики «Оцени ситуацию».
На основе проведенного исследования, были выделены различные уровни сформированности представлений о дружбе у детей дошкольного возраста : высокий; средний; низкий.
Для 4 детей (27 %) характерен высокий уровень сформированности представлений о дружбе. Эти дошкольники имеют достаточно четкое представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях, знают, кто такой лучший друг.
Для 6 (40%) испытуемых характерен средний уровень сформированности представлений о дружбе. Эти дети к имеют не совсем точные представления о дружбе; поведение детей характеризуется непостоянством в дружбе, в проявлении доброго и заботливого отношения к другу.
У 5 детей (33 %) низкий уровень сформированности представлений о детской дружбе. У них отсутствуют знания и представления о дружбе. Поведение этих дошкольников характеризуется отсутствием проявления доброго и заботливого отношения к другу.
Таким образом, результаты констатирующего исследования определяют необходимость создания в дошкольной образовательной организации специальных условий, способствующих формированию представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста.
На формирующем этапе практически реализовывались формы работы по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе посредством литературных произведений.
При организации работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе и особенностей ее проявления, мы руководствовались следующими принципами:
1. Содержательность произведения, яркость и динамичность образов.
2. Выбор произведений, где в качестве главного персонажа выступает герой, наделенный высокими моральными качествами.
3. Эмоциональная выразительность в описании главного персонажа с присущими ему нравственными качествами, способного проявить сочувствие и сопереживание друзьям, оказавшимся в беде, придти на помощь другим.
4. Присутствие отрицательного персонажа или наличие препятствия, побуждающего к содействию, взаимопомощи нуждающимся.
Используемая литература, направленная на формирование представлений о дружбе, была разнообразной по жанру: сказки, былины, рассказы, стихотворения
После прочтения литературных произведений проводилась обобщающая беседа, которая способствовала закреплению представлений о важнейших нравственных проявлений дружбы. Главной целью такой беседы являлось не только упорядочивание полученных знания, но и предоставление детям возможности правильно оценить, почувствовать свое отношение к ним с позиции новых представлений, прожить действия положительных героев, отличающихся дружелюбием, через свое «Я», идентифицируя себя с ними, и стремится к воплощению их нравственных черт в повседневной жизни не только с друзьями, но и с другими сверстниками.
В процессе беседы дошкольникам задавались вопросы, которые раскрывали смысл нравственных качеств персонажей. Детям предлагалось поставить себя наместо того персонажа, на который им хотелось бы быть похожим.
Беседа сопровождать рассматриванием иллюстраций художников к произведениям, активизируя сформированные представления о дружбе и ее проявлениях, сочувствии и сопереживании, путем зрительного, эмоционально окрашенного восприятия.
Беседа с дошкольниками после прочтения художественного произведения способствовала также формированию у них предпосылок коммуникативных учебных действий, которые обеспечивают возможности установления сотрудничества с другими людьми. К ним относят: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать совместную деятельность и согласовывать совместное ее выполнение, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль действий друг друга, уметь договариваться, дискутировать, грамматически правильно выражать свои мысли в речи, проявлять уважение в общении и сотрудничестве к партнерам и самому себе [1].
На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности формирования у дошкольников представлений о детской дружбе посредством литературных произведений.
Проведенное на данном этапе исследование показало, что для 7 детей (47 %) характерен высокий уровень сформированности представлений о дружбе, что на 20 % больше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. На 7 % стало меньше детей со средним уровнем сформированности представлений о дружбе и составило 33%. У 20 % дошкольников низкий уровень сформированности представлений о детской дружбе, что на 13% меньше, чем было на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно отметить, что проведенная работа по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе в ходе ознакомления с литературными произведениями была эффективной.
Литература
1. Кондрашова, Н. В. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, А. С. Текаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2161–2165.