МААМ-картинки

Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями

светлана агеева
Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ДЕТСКОЙ ДРУЖБЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

С. А. Агеева

Воспитатель МКДОУ Среднеикорецкий детский сад, с. Средний Икорец Лискинского района Воронежской области

Темочки:

Краткая аннотация: в статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе. В качестве средства формирования представлений о детской дружбе рассматривается детская художественная литература.

Ключевые слова: детская дружба, представления о детской дружбе, детская художественная литература.

Детская дружба – это первые связи с людьми, не являющимися родителями, важнейший акт социализации ребенка. Дети, лишенные приятелей в детстве в силу разных обстоятельств, труднее устанавливают контакты и связи уже во взрослой жизни.

Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Т. А. Репиной, Д. И. Фельдштейна, З. Фрейд, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.

На этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС определены следующие целевые ориентиры: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и другим людям; активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со сверстниками и пр.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целесообразным представляется формирование социальных представлений по типу «Дружба как эмоциональные близкие отношения», основанных на личных бескорыстных взаимоотношениях между людьми, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Значительное место в нравственном воспитании ребенка и формировании дружеских отношений со сверстниками принадлежит детской художественной литературе. Восприятие ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывает у детей непосредственный отклик: сочувствие и сопереживание не только друзьям, пострадавшим в беде, но и другим персонажам, не связанным дружескими взаимоотношениями. В этом процессе объединяется оценка персонажей, их поступков с эмоциональным к ним отношением [1].

Целью нашего исследования являлось выявление и экспериментальная проверка условий формирования представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературными произведениями.

При организации опытно-экспериментальной работы мы исходили из предположения : формирование представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста будет наиболее эффективно, если в процессе ознакомления с литературными произведениями воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ Среднеикорецкий детский сад Лискинского района. В исследовании приняло участие 15 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.

Экспериментальная работа проходила в 3 этапа. На констатирующем этапе изучались представления дошкольников о детской дружбе. Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении представлений старших дошкольников о детской дружбе. Исследование представлений дошкольников о детской дружбе проводилось по следующим методикам: беседа «Ты мой друг и я твой друг.»;методика «Закончи историю»;методики «Оцени ситуацию».

На основе проведенного исследования, были выделены различные уровни сформированности представлений о дружбе у детей дошкольного возраста : высокий; средний; низкий.

Для 4 детей (27 %) характерен высокий уровень сформированности представлений о дружбе. Эти дошкольники имеют достаточно четкое представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях, знают, кто такой лучший друг.

Для 6 (40%) испытуемых характерен средний уровень сформированности представлений о дружбе. Эти дети к имеют не совсем точные представления о дружбе; поведение детей характеризуется непостоянством в дружбе, в проявлении доброго и заботливого отношения к другу.

У 5 детей (33 %) низкий уровень сформированности представлений о детской дружбе. У них отсутствуют знания и представления о дружбе. Поведение этих дошкольников характеризуется отсутствием проявления доброго и заботливого отношения к другу.

Таким образом, результаты констатирующего исследования определяют необходимость создания в дошкольной образовательной организации специальных условий, способствующих формированию представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста.

На формирующем этапе практически реализовывались формы работы по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе посредством литературных произведений.

При организации работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе и особенностей ее проявления, мы руководствовались следующими принципами:

1. Содержательность произведения, яркость и динамичность образов.

2. Выбор произведений, где в качестве главного персонажа выступает герой, наделенный высокими моральными качествами.

3. Эмоциональная выразительность в описании главного персонажа с присущими ему нравственными качествами, способного проявить сочувствие и сопереживание друзьям, оказавшимся в беде, придти на помощь другим.

4. Присутствие отрицательного персонажа или наличие препятствия, побуждающего к содействию, взаимопомощи нуждающимся.

Используемая литература, направленная на формирование представлений о дружбе, была разнообразной по жанру: сказки, былины, рассказы, стихотворения

После прочтения литературных произведений проводилась обобщающая беседа, которая способствовала закреплению представлений о важнейших нравственных проявлений дружбы. Главной целью такой беседы являлось не только упорядочивание полученных знания, но и предоставление детям возможности правильно оценить, почувствовать свое отношение к ним с позиции новых представлений, прожить действия положительных героев, отличающихся дружелюбием, через свое «Я», идентифицируя себя с ними, и стремится к воплощению их нравственных черт в повседневной жизни не только с друзьями, но и с другими сверстниками.

В процессе беседы дошкольникам задавались вопросы, которые раскрывали смысл нравственных качеств персонажей. Детям предлагалось поставить себя наместо того персонажа, на который им хотелось бы быть похожим.

Беседа сопровождать рассматриванием иллюстраций художников к произведениям, активизируя сформированные представления о дружбе и ее проявлениях, сочувствии и сопереживании, путем зрительного, эмоционально окрашенного восприятия.

Беседа с дошкольниками после прочтения художественного произведения способствовала также формированию у них предпосылок коммуникативных учебных действий, которые обеспечивают возможности установления сотрудничества с другими людьми. К ним относят: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать совместную деятельность и согласовывать совместное ее выполнение, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль действий друг друга, уметь договариваться, дискутировать, грамматически правильно выражать свои мысли в речи, проявлять уважение в общении и сотрудничестве к партнерам и самому себе [1].

На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности формирования у дошкольников представлений о детской дружбе посредством литературных произведений.

Проведенное на данном этапе исследование показало, что для 7 детей (47 %) характерен высокий уровень сформированности представлений о дружбе, что на 20 % больше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. На 7 % стало меньше детей со средним уровнем сформированности представлений о дружбе и составило 33%. У 20 % дошкольников низкий уровень сформированности представлений о детской дружбе, что на 13% меньше, чем было на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно отметить, что проведенная работа по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе в ходе ознакомления с литературными произведениями была эффективной.

Литература

1. Кондрашова, Н. В. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, А. С. Текаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2161–2165.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у дошкольников на основе представлений о природе в процессе эспериментирования Введение Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается.

Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников процессе театрализованной деятельности»Подкопаева И. И., Ковалева.

Формирование у детей старших дошкольников пространственных представлений на основе индивидуального подхода 1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером Добрый день, уважаемые коллеги! - Разрешите представиться. Пруцких Ирина Сергеевна,.

Формирование волевой регуляции старших дошкольников в процессе игровой деятельности Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника. Сегодня физическое.

Формирование этических представлений у дошкольников в процессе театральной деятельности из опыта работы Каждый человек в течение жизни может выполнять различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начинает осмысливать окружающую.

Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников»Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников» ВведениеЭкология – это наука: о живых организмах, о условиях их обитания и охране природы. С самого раннего детства педагоги и родители.

Проект по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Колосок» ПРОЕКТ ПО познавательному РАЗВИТИЮ.

Проект в ДОУ «Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме» Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его. Направление проекта: «Здоровый образ жизни» Образовательные области: «Физическое развитие».

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей в русскоязычной группе».

Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром В 2016 году в рамках городского методического обьединения представила собственный опыт работы. Развитие речевой активности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями
Опубликовано: 10 октября 2018 в 13:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями» (включая файлы) размещена пользователем светлана агеева (УИ 719844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД