Голюся Хисамова
Формирование толерантности дошкольников в условиях интеграции инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема толерантности была актуальна всегда, но в связи с появлением в российском образовании новой формы обучения — инклюзивное образование приобретает особенно большую значимость.
Актуальность темы
Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и адаптация в ней. Особенность среды учреждения инклюзивного образования, где дети с особенными потребностями обучаются вместе со своими здоровыми сверстниками, заключается в том, что здесь возникает необходимость целенаправленной организации педагогом процесса осознания ребенком многообразия людей и уважительного, толерантного отношения к другим.
Публикация «Формирование толерантности дошкольников в условиях интеграции инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Актуальными задачами детского сада в эпоху инклюзивного образования становятся :
– создание уютного, комфортного пространства для всех;
– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;
– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребенка и его семьи. Не ребенок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;
– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
Все эти задачи говорят о актуальности и необходимости тщательной работы в этом направлении.
Своей главной целью в работе считаю:
• психолого - педагогическую поддержку процесса социализации детей, где главным является организация эффективных взаимодействий на уровне «ребенок-сверстники». Что ведет в дальнейшем к преодолению негативных социальных феноменов (ксенофобии, зависимого поведения, агрессивности, интолерантности, несамостоятельности, безынициативности и отсутствия творческого отношения к жизни).
Основными задачами формирования толерантности в моей работе являются:
1. Формирование у детей позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями, разной национальности, вероисповедания.
2. Развитие толерантного самосознания у родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми.
3. Формирование навыков коммуникации.
Ожидаемые результаты.
После реализации работы в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, волевые качества - умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.
3. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
4. В методической библиотеке педагога-психолога будет создан раздел «Ребенок и инклюзия», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.
5. Повысится педагогическая компетенция воспитателей и специалистов ДОУ.
Что же такое толерантность – это :
1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам;
2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды;
3) качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.).
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В течение последних лет к нам в детский сад приходят дети с разными проблемами в развитии. Есть дети с нарушением аутического спектра, нарушением речи, нарушением психического развития, есть дети – инвалиды. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разные! Таким образом, группы практически работают по принципу интегрированных групп. И мы стараемся сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым домом для всех, кто по тем или иным причинам пришелв него и живет вместе с нами.
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Поэтому мои занятия с детьми носят социально-личностную направленность. Развивающие занятие из цикла «Радуга чувств», где ребята знакомятся с разнообразием человеческих чувств и эмоций, очень нравятся детям. На нихя использую разнообразные методические приёмы :
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения, направленные на:
- воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности – всевозможные техники и способы рисования, аппликации на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использую разнообразные формы работы с родителями :
I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети. Это:
• родительские собрания, включающие выступление педагога-психолога;
• анкетирование/опрос родителей;
• групповые беседы, лекции и консультации:«Ребенок кусается», «Агрессивные дети», «Гиперактивные дети»,«Поощрения и наказания ребёнка в семье», «Секреты общения в семье»,«Капризы ребенка»;
• психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга, которые проводятся как отдельно, так и в рамках родительского собрания. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы, на групповую сплоченность, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.
II. Индивидуальныеформы. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы: проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада; проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство); детские страхи; проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т. д.); внутрисемейные конфликты;нарушения речи у ребенка;взаимоотношения между сверстниками.
III. Наглядно-информационные формы : информационные проспекты для родителей; памятки; буклеты.
С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах размещаю печатные материалы по темам: «Детские страхи»; «Причины детской агрессии»; «Поиграем вместе с детьми»; «Как помочь ребенку полюбить детский сад» и другие.
Дополнительную информацию родители также могут получить на сайте детского сада в разделе «Страничка психолога».
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
Повышение психолого-педагогической компетентности, психологическое сопровождение педагогов, совместная диагностика развития детей, рекомендации по взаимодействию с детьми являются важными направлений моей работы с педагогами.
Наиболее востребованными в нашем ДОУ являются темы:
• Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
• Как взаимодействовать с «особым» ребенком?
• Как построить режим дня ребенка, чтобы он не переутомлялся?
• Как общаться с родителями?
• Что делать если ребёнка отвергают сверстники?
• Почему ребенок часто болеет (плохо спит, кушает без аппетита?
• Каким образом воспитатель может помочь «особому» ребенку, замкнутому и скованному; гиперактивному и агрессивному, не умеющему контролировать свое поведение; ребенку, часто плачущему, отказывающемуся от общения и т. п. ?
Методы и формы работы с педагогами :
1. Музыкотерапия;
2. Арт терапия;
3. Тренинговые занятия;
4. Психологические игры и упражнения.
На встречах с педагогами я организую психологические игры на развитие внутренних психических сил педагога, расширение приоритетного самосознания:
1. Игры-релаксации снимают усталость, внутренние зажимы, умение расслабиться: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы»,«Воспоминания», «Книга», «Голова», «Руки», «Открытость».
2. «Адаптационные игры»- использую в период адаптации молодого педагога, после длительного перерыва в работе, отпуска. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Животное», «Эмоция».
3. Игры-формулы для вербального самовнушения: «Мое желание иметь…», «Я все сумею…», «Я убежден в том, что…», «Я верю в то, что…».
4. Игры- освобождения помогают снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое, сбросить его вовне и тем самым избавиться от него. Примеры игр: «Диалог», «Видеокамера», «Плохой- хороший», «Мой враг – мой друг».
5. Игры-коммуникации. Умение занимать коммуникативные позиции.
Игровые упражнения: «Мышечная броня», «Маска релаксации», «Я- жена», «Я – мать», «Я – педагог.», «Ревизия».
По результатампроведенной работыможно отметить:
• Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада.
• Повышение правовой и педагогической культуры родителей (наглядно-демонстрационные рекомендации по воспитанию толерантности).
• Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
• Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
Практическая значимость.
Считаю, что реализация данной работы не только повышает профессиональную компетенцию воспитателей, но и улучшает уровень знаний родителей по вопросам толерантного воспитания своих детей. А дети в свою очередь, учатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное вносит значительное изменение в психологический климат ДОУ и влияет на повышение качества образовательного процесса.
Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров, —
Тем больше вернется тепла.