Елена Гальцева
Формирование толерантности у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ. В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.
Публикация «Формирование толерантности у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
В ФГОС ДО определены принципы дошкольного образовании, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
Формирование межэтнической толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни.
Чтобы воспитать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других народов, приобщить к культурным ценностям разных народов необходимо сформировать у дошкольников этнокультурную осведомленность. Этнокультурная осведомленность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой.
Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации следует отдавать тем из них, которые способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, интересны самим детям и которые органически вписываются в учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся следующие:
Занятия
Беседы
Видеопросмотры
Праздники и развлечения
Концерты и театрализованные представления
Проектная деятельность
При планировании какой-либо темы можно организовать циклы занятий, которые проходят в рамках реализации всех направлений развития ребенка: социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического, речевого и физического. В зависимости от выбранной темы мы определяем доминирующий вид деятельности. Так, например, при освоении темы "Танцевальная культура народов" доминирующим видом деятельности является музыкально-танцевальная (дети разучивают элементы народных танцев, слушают народную музыку и т. д., другие виды деятельности выполняют дополнительную функцию.
Вместе с тем есть темы, где разные виды деятельности являются равнозначными. Например, при изучении темы "Быт и традиции народов мира", дети получают знания о культуре различных народов, их укладе жизни, национальных костюмах, народных промыслах, праздниках и т. д; на занятиях по изодеятельности по той же теме учатся украшать различные атрибуты: предметы одежды, посуды; на музыкальном - разучивают праздничные песни и музыкально-хороводные игры, на физкультурном - участвуют в спортивно-развлекательных соревнованиях, основанных на народных играх.
Таким образом, сохраняя смысловое единство тематического содержания, дети познают этнокультурный мир во всем его многообразии. Содержание таких занятий вызывает у них ярко выраженную эмоциональную реакцию и позволяет в практической деятельности актуализировать творческие способности и "прожить" особенности культуры того или иного народа.
Беседы, на наш взгляд, необходимо использовать не только в качестве словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми, во время свободной деятельности (во время утреннего приема детей или прогулок). Содержание познавательных бесед может строиться на основе:
-жизнедеятельности детей в семье, т. е. мы принимаем во внимание то, что каждая семья имеет свой уклад жизни, который отличается, в том числе, и этнокультурной спецификой. Можно предложить ребенку рассказать о том, как его семья встречает Новый год, какую слушает музыку и. т. д.
-наблюдений, которые позволяют детям в ходе экскурсий, досугов приобрести опыт и знания в области культуры разных народов («Расскажи в какой стране отдыхал», «Что тебе запомнилось, что понравилось» и т. д.);
-образовательной работы, прежде всего обобщающих (итоговых) бесед, цель которых - суммирование, уточнение и систематизация знаний детей.
По возможности, можно организовать с детьми видеопросмотры, как на занятиях, так и в свободное время (чаще во вторую половину дня). Видеоматериал может включать записи популярных телевизионных передач либо любительские съемки, сделанные семьей во время путешествий и экскурсий. Видеопросмотры позволяют, во-первых, создать у детей динамические наглядные образы жизни и деятельности разных народов; во-вторых, расширить кругозор – дошкольники получают представление о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т. п.
Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой могут быть построены как на основе материала, отражающего специфику какого-либо праздника, например, Нового года, у разных народов, так и на «мономатериале» (например, участие детей в празднике «Масленица», сценарий которого отражает традиции его празднования русскими и другими славянскими народами). Эти действа, непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд. Это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие, обогащает чувственный опыт, а, следовательно, формирует интерес к этнокультурным явлениям.
Концерты (песни, танцы, игра на музыкальных инструментах) могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников, а могут быть сборными и проводиться в конце учебного года как итоговые. В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или также могут быть посвящены празднованию календарных праздников, отражающих этнокультурную специфику. Такие представления сопровождаются фольклорной обрядностью и отражают те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей и т. д.). Концерты и театрализованные представления соединяют в себе познавательные и игровые действия с музыкой, пеним, хореографией, театральной живописью. Именно в концертно-театральной деятельности находят свое отражение быт, искусство и культура народов.
Организация познавательной деятельности детей не ограничивается занятиями и мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении. Среда города, как и любой другой местности (достопримечательности, культурные объекты, такие как, библиотеки, театры, музеи и др., а также повседневное общение со взрослыми и сверстниками в ходе прогулок, экскурсий, наблюдений обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края.
Задачи данного вида деятельности – активизировать имеющиеся знания, обогатить этнокультурный опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне занятий, т. е. на целевых прогулках и экскурсиях. (предложить родителям организовать с ребенком экскурсию в музей).
Значимым методом в ознакомлении дошкольников с миром этнической культуры является метод проектов, предполагающий организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей и требующей интеграции знаний из различных областей. Тематика проекта может быть самой разнообразной: "А ты мне нравишься", "Образ Бабы Яги в славянских сказках", "Наша планета нуждается в нас", "Город веселых мастеров".
С целью более глубокого изучения культур разного народа в Международный день толерантности (16 ноября) целесообразно организовать Неделю толерантности. В эту неделю можно провести спортивный досуг, музыкальное развлечение, театрализованное представление, всевозможные выставки.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания и обучения. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др., мы целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием и дидактического, и развлекательного характера. Ведь неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные игры со сверстниками и взрослыми. В качестве примера приведем несколько игр, используемых нами в работе с детьми.
Для выявления уровня информированности детей о народной культуре мы используем игры по типу «Съедобное-несъедобное». Например, игра «Старинное-нестаринное» направлена на дифференциацию предметов быта, одежды, использовавшихся в прошлом и используемых в настоящее время. Так, лапти, прялка, люлька – это старинные вещи, а мобильный телефон, магнитофон, футболка – современные. Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет слово, а дети, в зависимости от того, к какой культуре, периоду времени и т. д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч) или как дидактические по типу «Найди ошибку», «Отбери нужное», "Раздели на группы".
Немаловажное значение имеет нахождение сходства между людьми. С этой целью можно провести упражнение-игру «Чем мы похожи», «Подойдите те, кто любит играть», «Бегите те, у кого голубые глаза» и т. д. По окончании игры делается вывод о множестве сходных признаков и ситуаций, которые объединяют детей друг с другом.
Для индивидуальной работы с детьми и с подгруппой детей хорошо использовать дидактические игры: «Каким народам принадлежат эти предметы», «Подбери элемент к русскому народному костюму, к – узбекскому и т. д.», «Объедини в одну группу жилища, в другую – средства передвижения, в третью – изделия народных мастеров» и т. д.
Большое значение для повышения активности и эмоциональности детей имеют такие игровые приемы, как:
- сюрпризные моменты (например, пришла бандероль с альбомом фотографий какой-то страны);
- разыгрывание ролей (например, воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе представителя другой национальности) и др.
Огромную роль в жизни ребенка играют сюжетно-ролевые игры. Играя самостоятельно или под руководством воспитателя, дети осваивают способы толерантного взаимодействия (в процессе игры учатся: уважительному отношению друг с другом, взаимопониманию и взаимопомощи, сочувствию и пониманию, соблюдению культуры общения).
Наша Россия - это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В нем показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России. На примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства. Поэтому занятия, организованные на материалах различных сказок решают проблемы межличностного взаимодействия и социальной адаптации.
Во время прогулок в детском саду можно предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях климата, природных явлениях, присущих данному региону. Это позволяет детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.
И, конечно же, не только педагоги могут знакомить дошкольников с этнокультурным разнообразием. В решении данной проблемы огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа. Именно в семье формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам. Использование потенциала семьи можно осуществлять путем:
• участия родителей в выставках семейного творчества;
• показа презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
• предоставления родителями фотографий, альбомов, видеоматериалов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезенных из путешествий для демонстрации на выставках в детском саду;
• проведения родителями прогулок и экскурсий по маршрутам, предложенным воспитателем;
• совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;
Таким образом, родители детей обязательно должны стать – и становятся полноправными участниками педагогического процесса.
Осуществляя в МДОУ работу с детьми по изучению культур разных народов, мы, тем самым, способствуем развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины, толерантного к народам и мировой цивилизации.