Яна Галь
Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
• этика и стратегия ненасилия;
• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Публикация «Педагогический проект „Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения».
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т. д.
Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Задачи:
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Пополнение материальной базы ДОУ.
3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
4. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.
5. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители (законные представители, дети.
Время реализации проекта: октябрь 2017 года – май 2018 года.
Ожидаемые результаты:
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
3. В психологическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.
Стратегия достижения поставленной цели и задач - воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
I этап – Подготовительный:
Мероприятия:
1. Разработать план работы по формированию толерантности на 2017-2018 учебный год (Исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).
2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).
3. Внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).
4. Создание картотеки подвижных игр народов мира (исполнитель: инструктор по физкультуре)
5. Оснащение предметно-развивающей среды в группах и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности (исполнители: воспитатели группы).
6. Проведение опроса для воспитателей "Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей" (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.)
7. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. (исполнители: воспитатели группы, педагог-психолог Галь Я. В.)
8. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).
воспитатели группы
II этап - реализация проекта.
Цель - разработка плана работы по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам.
2. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.
Исполнение:
1. Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,
организация информационного пространства среди родителей
2. Внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов,
приобретение картин художников мира, создание картотеки подвижных игр народов мира.
3. В выпусках стендовой информации отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей.
4. Создание альбомов об обычаях и традициях народов России совместно с обучающимися и родителями.
Этапы и даты проекта:
1 этап - октябрь 2017 года;
2 этап – май 2018 года Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.
Дети:
- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;
- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;
- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.
Родители:
- умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;
- умение безконфликтного общения.
Этапы:
1. Ноябрь - «Игры народов мира» Спортивное развлечение. Подвижные игры на прогулке. (Инструктор по физкультуре, Воспитатели).
2. Декабрь - «Новогодние обычаи стран и народов мира». Настольные и напольные игры. Мультимедиа-презентации по темам. Сюжетные игры. Творческие рассказы по теме. (Воспитатели групп, Педагог-психолог)
3. Январь - «Моя страна», «Символика нашей страны»,«Мой город», «Русские народные праздники и традиции», Викторина «Кто где живёт?» Фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе;
рассматривание альбомов неделя зимних игр и забав; чтение русских народных закличек, песенок, потешек. (Воспитатели групп, педагог-психолог)
4. Февраль - «Моя родословная», «Наши защитники». Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов». Творческие игры. Сюжетные игры
Мини-проекты о своей семье Фотовыставка любимых мест в городе (педагог-психолог,
воспитатели групп, родители).
5. Март - «Семейные династии», развлечение «Хоровод дружбы», «Дагестан, Дагестан – это сорок разных стран", творческие рассказы детей; встречи с членами семьи;
папки-передвижки о правах и обязанностях взрослых и детей. Тематическая консультация «Толерантность и правовая культура дошкольников».
Рассказ о старинных обычаях встречи весны на Кавказе. (родители, воспитатели групп)
6. Апрель - «День Земли». Развлечения по теме :выпуск сборник стихов о Земле.
Выставка детского рисунка «Мы – дети планеты Земля» (воспитатели групп, педагог-психолог).
7. Май - «День Победы», «День семьи», «День рождение русской березы» Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей; музыкально – спортивное развлечение,конкурс рисунков; презентаций о своем прадедушки и прабабушке в годы войны; праздник ко Дню семьи; чтение и заучивание стихотворений о символе России; «Генеалогическое древо моей семьи»(воспитатели группы, муз. руководитель, педагог-психолог).
В течение года - Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста:
1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;
2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»;
3. Создание и выставки семейных альбомов;
4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»;
5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках;
6. Оформление информационных стендов для родителей.
Май –июнь 2018: Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ
1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;
2. Участив в семинарах, конференциях;
3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;
4. Создание картотек:
- игры народов мира
- сказки народов мира
- национальные традиции;
5. Публикация наработок в СМИ;
6. Создание методического пособия.
Июнь 2016. Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста.
1. Анкетирование родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения.
2. Анализ по итогам анкетирования сформированности. толерантного отношения у детей, родителей.
3. Отчет педагога-психолога о проделанной работе (педагог-психолог).
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности:
С 12 по 16 ноября - чтение сказок народов мира в течение недели.
12 ноября - выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей».
Стенгазета «16 ноября - Всемирный день толерантности».
13 ноября «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп.
14 ноября - Акция «Шлем приветики» (педагог-психолог).
15 ноября - Спортивный праздник «Игры разных народов» (инструктор по физкультуре)
Выставка детских рисунков «Мои друзья».
Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие».
18 ноября - Спектакль «Медведь и все-все-все» для детей всех возрастов.
Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием (национальные сладости) «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители).
Работа с родителями:
- Выпуск папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
- Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
III этап: Презентация проекта.
Презентация проекта на собрании педагогов. Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта будет:
1. Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.
2. В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3. Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результатов: уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение к реализации данного проекта – 85%;
- участие родителей в проводимых мероприятиях - 70%;
- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
- положительный психологический климат в группе – 100%;
Практическая значимость
Реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.