Наталья Сидорова Бондарева
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования
Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную для детей и комфортную среду {25,339}.
В настоящее время по закону любое образовательное учреждение должно создать условия для обучения детей с особенностями развития. В связи с этим в сфере образования используются два термина: «интеграция» и «инклюзия», а также такие понятия, как «инклюзивное образование», «инклюзивное пространство», «инклюзивная среда» и т. п. Оба термина применяются при работе с детьми, имеющими особенности развития. Но эти два понятия имеют существенные различия.
Публикация «Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования» размещена в разделах
Интеграция заключается в том, что ребёнок должен адаптироваться к системе образования, тогда как инклюзия заключается в адаптации образовательной системы к потребностям ребёнка.
Так как не все дети с инвалидностью нуждаются в специальных условиях, значение имеет термин «ребёнок с ОВЗ».
Согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2. п. 16. : «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Более точным аналогом «ребёнку с ОВЗ» является понятие «ребёнок с особыми образовательными потребностями (ООП, то есть ребёнок с нарушением развития или с имеющейся инвалидностью, нуждающийся в особом образовании {24,96}.
В настоящее время выделено несколько категорий детей с ООП:
- с нарушениями слуха (неслышащие или слабослышащие);
- с нарушениями зрения (незрячие или слабовидящие);
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- с тяжёлыми нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- умственно отсталые;
- с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- с нарушениями поведения;
- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения {1,27}
Все представленные категории детей в той или иной степени имеют выраженные характерные особенности:
- снижение работоспособности;
- неустойчивость внимания;
- более низкий уровень развития восприятия;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефекты звукопроизношения;
- своеобразное поведение;
- бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений {13,10}.
Таким образом дети с ООП представляются своего рода дефективными, имеющими особый недостаток в своём развитии.
«Именно для того, чтобы дефективный ребёнок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства.» - писал Л. С. Выготский {2,31}. Он мыслил личность и среду как целостность, не считал ребёнка с дефектом, менее развитым, чем его нормального сверстника. Такой ребёнок являлся для него иначе развитым ребёнком {2,7}. Для Льва Семёновича важен был не дефект, а именно ребёнок, отягощённый недостатком {2,9}.
Так как признанным родоначальником научной дефектологии в нашей стране является Л. С. Выготский {3,256}, именно на его позициях основывается российская модель инклюзии.
В наше время существует восемь принципов инклюзивного образования :
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека {4,374}.
Цель инклюзивного образования – создание равных возможностей, для всех обучающихся; создание условий, способных удовлетворять особые образовательные потребности всех детей без исключения {15}.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Возможность получения образования независимо от состояния здоровья гарантировано ст. 5 Закона РФ №Об образовании», так же в данной статье утверждено повышенное внимание к особым детям.
Таким образом инклюзия воспринимает ребёнка именно таким, какой он есть, тем самым подстраивает под него систему образования.
Сущность инклюзивного образования заключается в том, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя изгоем, оторванным от общего коллектива детей, как это обычно бывает при помещении такого ребёнка в специальное образовательное учреждение {27,60}.
В вязи с тем, что в России прогрессирует рост числа детей с различными проблемами в развитии, просто необходимо создание системы «образование для вех» {14}.
Система современного образования активно модернизируется, но для решения проблем интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду необходимо решить ряд основных вопросов, среди которых:
- несоответствие учебных планов;
- отсутствие специальных условий {27,70};
- отсутствие ранней диагностики, от года до трёх лет {27,49};
- недостаток знаний, нехватка информации, страх, предубеждения {8,18};
- отсутствие специалистов (психолог, логопед, тьютор и т. д.) {27,70};
- некомпетентность педагогического коллектива образовательного учреждения; и др {27,282}.
Следует заострить внимание на повышении квалификации педагогов, занимающихся с группой детей, в которой присутствует хотя бы один ребёнок с ОВЗ. Большинство педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений не обладают даже минимумом знаний, необходимых при работе с особыми детьми.
Так как инклюзивное образование всё больше внедряется в современные образовательные учреждения, всем педагогам и воспитателям, вне зависимости от их специализации, просто необходимо пройти спецкурс по основам коррекционной педагогики и специальной психологии.
Педагог-психолог при работе с детьми с ОВЗ обязан изучить правовой аспект, касающийся образования указанных лиц.
Нормативно-правовая база инклюзивного образования {28} :
• Конституцией РФ.
• Конвенцией о правах ребенка.
• Закон Российской Федерации от24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации».
• Закон Российской Федерации от24 июля1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации».
• Письмо Министерства образования инауки РФ от18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий дляполучения образования детьми сограниченными возможностями здоровья идетьми-инвалидами».
• «О психолого- педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.
• ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.
• ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г) .
• Семейного кодекса РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г) .
• Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г.
• Сан Пи Н 2.4.1.3049-13.
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г.
• Декларации «О правах умственно отсталых лиц» (1991).
Помимо этих документов в образовательном учреждении существуют локальные акты (документы, среди которых:
- Правила приёма детей в ДОУ, в котором прописаны правила о зачислении детей с ОВЗ в общеобразовательную группу;
- положение о ПМПК учреждения;
- положение об организации коррекционной работы с детьми по ИОМ (программам, и др.
Как следует из всего описанного, инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, создание «безбарьерной» среды. Инклюзивное образование подразумевает создание тесных, близких, дружеских отношений между образовательными учреждениями и обществом.
Инклюзия касается всех категорий детей, а не только тех, кто имеет проблемы в развитии. Если люди сейчас научатся принимать детей такими, какие они есть, со всеми имеющимися проблемами, а также научат этому своих детей, то в будущем Россию ожидает общество толерантного и гуманного отношения.