МААМ-картинки

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования

Наталья Сидорова Бондарева
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования

Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную для детей и комфортную среду {25,339}.

В настоящее время по закону любое образовательное учреждение должно создать условия для обучения детей с особенностями развития. В связи с этим в сфере образования используются два термина: «интеграция» и «инклюзия», а также такие понятия, как «инклюзивное образование», «инклюзивное пространство», «инклюзивная среда» и т. п. Оба термина применяются при работе с детьми, имеющими особенности развития. Но эти два понятия имеют существенные различия.

Публикация «Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования» размещена в разделах

Интеграция заключается в том, что ребёнок должен адаптироваться к системе образования, тогда как инклюзия заключается в адаптации образовательной системы к потребностям ребёнка.

Так как не все дети с инвалидностью нуждаются в специальных условиях, значение имеет термин «ребёнок с ОВЗ».

Согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2. п. 16. : «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

Более точным аналогом «ребёнку с ОВЗ» является понятие «ребёнок с особыми образовательными потребностями (ООП, то есть ребёнок с нарушением развития или с имеющейся инвалидностью, нуждающийся в особом образовании {24,96}.

В настоящее время выделено несколько категорий детей с ООП:

- с нарушениями слуха (неслышащие или слабослышащие);

- с нарушениями зрения (незрячие или слабовидящие);

- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

- с тяжёлыми нарушениями речи;

- с задержкой психического развития;

- умственно отсталые;

- с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- с нарушениями поведения;

- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения {1,27}

Все представленные категории детей в той или иной степени имеют выраженные характерные особенности:

- снижение работоспособности;

- неустойчивость внимания;

- более низкий уровень развития восприятия;

- недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- отставание в развитии всех форм мышления;

- дефекты звукопроизношения;

- своеобразное поведение;

- бедный словарный запас;

- низкий навык самоконтроля;

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- ограниченный запас общих сведений и представлений {13,10}.

Таким образом дети с ООП представляются своего рода дефективными, имеющими особый недостаток в своём развитии.

«Именно для того, чтобы дефективный ребёнок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства.» - писал Л. С. Выготский {2,31}. Он мыслил личность и среду как целостность, не считал ребёнка с дефектом, менее развитым, чем его нормального сверстника. Такой ребёнок являлся для него иначе развитым ребёнком {2,7}. Для Льва Семёновича важен был не дефект, а именно ребёнок, отягощённый недостатком {2,9}.

Так как признанным родоначальником научной дефектологии в нашей стране является Л. С. Выготский {3,256}, именно на его позициях основывается российская модель инклюзии.

В наше время существует восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека {4,374}.

Цель инклюзивного образования – создание равных возможностей, для всех обучающихся; создание условий, способных удовлетворять особые образовательные потребности всех детей без исключения {15}.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Возможность получения образования независимо от состояния здоровья гарантировано ст. 5 Закона РФ №Об образовании», так же в данной статье утверждено повышенное внимание к особым детям.

Таким образом инклюзия воспринимает ребёнка именно таким, какой он есть, тем самым подстраивает под него систему образования.

Сущность инклюзивного образования заключается в том, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя изгоем, оторванным от общего коллектива детей, как это обычно бывает при помещении такого ребёнка в специальное образовательное учреждение {27,60}.

В вязи с тем, что в России прогрессирует рост числа детей с различными проблемами в развитии, просто необходимо создание системы «образование для вех» {14}.

Система современного образования активно модернизируется, но для решения проблем интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду необходимо решить ряд основных вопросов, среди которых:

- несоответствие учебных планов;

- отсутствие специальных условий {27,70};

- отсутствие ранней диагностики, от года до трёх лет {27,49};

- недостаток знаний, нехватка информации, страх, предубеждения {8,18};

- отсутствие специалистов (психолог, логопед, тьютор и т. д.) {27,70};

- некомпетентность педагогического коллектива образовательного учреждения; и др {27,282}.

Следует заострить внимание на повышении квалификации педагогов, занимающихся с группой детей, в которой присутствует хотя бы один ребёнок с ОВЗ. Большинство педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений не обладают даже минимумом знаний, необходимых при работе с особыми детьми.

Так как инклюзивное образование всё больше внедряется в современные образовательные учреждения, всем педагогам и воспитателям, вне зависимости от их специализации, просто необходимо пройти спецкурс по основам коррекционной педагогики и специальной психологии.

Педагог-психолог при работе с детьми с ОВЗ обязан изучить правовой аспект, касающийся образования указанных лиц.

Нормативно-правовая база инклюзивного образования {28} :

• Конституцией РФ.

• Конвенцией о правах ребенка.

• Закон Российской Федерации от24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации».

• Закон Российской Федерации от24 июля1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации».

• Письмо Министерства образования инауки РФ от18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий дляполучения образования детьми сограниченными возможностями здоровья идетьми-инвалидами».

• «О психолого- педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.

• ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.

• ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г) .

• Семейного кодекса РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г) .

• Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г.

• Сан Пи Н 2.4.1.3049-13.

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г.

• Декларации «О правах умственно отсталых лиц» (1991).

Помимо этих документов в образовательном учреждении существуют локальные акты (документы, среди которых:

- Правила приёма детей в ДОУ, в котором прописаны правила о зачислении детей с ОВЗ в общеобразовательную группу;

- положение о ПМПК учреждения;

- положение об организации коррекционной работы с детьми по ИОМ (программам, и др.

Как следует из всего описанного, инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, создание «безбарьерной» среды. Инклюзивное образование подразумевает создание тесных, близких, дружеских отношений между образовательными учреждениями и обществом.

Инклюзия касается всех категорий детей, а не только тех, кто имеет проблемы в развитии. Если люди сейчас научатся принимать детей такими, какие они есть, со всеми имеющимися проблемами, а также научат этому своих детей, то в будущем Россию ожидает общество толерантного и гуманного отношения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» Дитя, молодое существо с первого своего появления на свет Божий,.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Презентация «Концептуальные основы инклюзивного образования» к Условиям, необходимым, для реализации инклюзивной практики в детском саду можно отнести 1. Использование специальных образовательных программ.

Организация инклюзивного образования в ДОУ В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим.

Понятие и сущность двигательной активности Двигательная активность - одно из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту,.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности Сущность и понятие инновационной педагогической деятельностиКонсультация для воспитателей Воспитатель - Горина М. В. Что такое инновация?.

Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста ВАЖНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Филина Ольга Юрьевна Педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного.

Консультация «Восемь принципов инклюзивного образования» Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования
Опубликовано: 12 января 2019 в 08:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сидорова Бондарева (УИ 1619720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД