Татьяна Рубашова
Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Такие задатки ребенка дошкольного возраста, как формирование собственного самосознания, подчинение общепринятым нормам человеческой жизни, произвольное поведение, возникновение основ детского мировоззрения и познание мироустройства возникают благодаря его общению с взрослыми и ровесниками.
В то же время отсутствие контакта с окружающими детьми своего возраста, родителями и воспитателями, а также его недостаточное выражение может нарушить возникновение интереса ребенка к процессу познаний. В этом случае у малыша будут проблемы с речью, памятью, классифицированием и умозрительными обобщениями.
Публикация «Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
У ребенка дошкольного возраста существует два основных типа общения с взрослыми людьми. От раннего возраста до пяти лет для него общение с родителями, родственниками и воспитателями становится источником новых знаний об окружающем мире. Кроме того, у ребенка в этом возрасте возникает необходимость в появлении авторитетного человека, которая также выражается в контакте с ним. Основной составляющей общения в этот период является речь.
Перед самой школой у ребенка начинает формироваться внеситуативно личностный тип общения, заключающийся в усвоении правил и норм человеческого общежития. В основе личностного общения детей дошкольного возраста с взрослыми лежит острая необходимость в сопереживании и взаимопонимании с упором на речевые способы коммуникации.
В это же время ребенок развивается и в отношениях со своими ровесниками. Начиная с четырех лет, они вызывают у дошкольника больше доверия, чем взрослые. Это ощущение возникает в результате формирования ребенка в сравнении себя с ровесниками во время общения с ними. В этом случае дошкольник начинает ощущать свои возможности и наглядно их демонстрировать окружающим. Во время общения с ровесниками продолжает развиваться самооценка ребенка, который начинает воспринимать себя более адекватно.
В среде детей дошкольного возраста уже начинают выделяться лидеры и аутсайдеры. Если ребенку трудно найти контакт со своими ровесниками в детском саду, то наверняка у него возникнут проблемы с взаимопониманием с одноклассниками в школе.
Большое значение для ребенка играют его отношения с взрослыми. С их помощью дошкольник может лучше понимать своих ровесников, научится их уважать и видеть во всех детях равных себе личностей.
Результатом общения ребенка может стать выработка определенных правил поведения с взрослыми людьми и ровесниками, а также формирование собственного самосознания.