Люба Бажкова
Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме:
«Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками» в старшей логопедической группе «Радуга».
Дата: апрель 2014г.
Воспитатели: Бажкова Л. А.
Общение и самопознание – это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. В последние десятилетия интерес к ним во всем мире еще более обострился. И тому множество причин. В наши дни развитие средств связи и передвижения сблизило разные уголки планеты, сделало ее «маленькой», как сказал Юрий Гагарин, первым взглянувший на Землю из космоса. Но вот парадокс: стремительный и все убыстряющийся темп жизни одновременно вносит между людьми и отчуждение. Отдаляются друг от друга те, кто живет совсем рядом: в одном доме, а часто даже в одной квартире. Разрушение старого, патриархального быта приводит к тому, что мы редко видимся с соседями, мало встречаемся с друзьями, теряем близость со своими родными. Люди ощущают, как в их жизнь вторгается одиночество, и мучительно страдают от него.
Публикация «Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
.Возможности общения дошкольников со взрослыми с возрастом расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи.
В шести-семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения — внеситуативно-личностной. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям близких людей.
Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений. Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Когда Петя сообщает воспитательнице: «А Витя рисует на столе!», это не значит, что он жаждет подвергнуть Витю осуждению или наказанию. Скорее, он хочет убедиться, что, действительно, на столе рисовать нельзя, и, кроме того, сообщить, что ему-то, Пете, это правило известно. Жалоба — это косвенная просьба подтвердить или отвергнуть то, что он для себя выделил как правило, его обязательность, это форма знакомства с правилами.
К 5—7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение.
С помощью косвенного руководства, чтения художественной литературы (пример положительных персонажей и обсуждение поведения отрицательных персонажей, бесед, личного примера (взаимоотношения в семье, мы стараемся формировать у детей стиль общения ребенка со своими товарищами: мягкость, внимание, эмоциональная отзывчивость, уравновешенность.
Для решения задач по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, мы используем различные формы работы:
- чтение художественной литературы (сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лиса и журавль»…., В. Осеева «Сам себя наказал», Н. Григорьева «Родовое дерево», «Телевизор», «Общая игра», Т. Шорыгина «Общительные сказки»);
- Беседы по иллюстрациям из пособий «Я и мое поведение», «Уроки доброты», «Моя семья», «Я и другие»;
- чтение, анализ и пересказ моральных историй («Женя, дедушка и хлеб», «Игра наоборот», «Медведь и солнышко»);
- дискуссии на моральные темы («Нужно ли быть вежливым?», «Хорошо-плохо»,
- упражнения «Закончи предложение», «Кто хочет помочь мальчику?», «Когда дружба мешает, а когда помогает?»,
- минутки изодеятельности (рисование по произведениям, на определенную тему,
- задушевные беседы: «Можно ли мальчика (девочку) назвать другом?», «Учимся гулять с больными детьми»,
- игры: «Соседи», «Упрямые козлята», «Как хорошо играть вместе».
- проект «Учимся дружить с книгой»
- проект «Мальчики и девочки – два разных мира, живущих вместе».
Все эти формы работы помогают нам: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Также мы воспитываем уважительное отношение к окружающим, учим заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формируем такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Продолжаем обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждаем использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).
После бесед, чтения художественных произведений, рассматривания иллюстраций, мы формируем у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, развиваем стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями
Для решения данной задачи мы организуем с/р игры «Семья», «Салон красоты», «Спасатели», «Корабль», где формируем у детей определенные качества, присущие девочкам и мальчикам. Во время трудовой деятельности мы приучаем мальчиков заботиться о девочках, выполнять более тяжелую работу.
. Развиваем представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). У нас есть очень хорошее пособие «Я и другие», «Я и мое поведение», «Моя семья», по которым мы проводим беседы, игровые упражнения, дискуссии, игры на моральные темы.
Для развития осознания ребенком своего места в обществе, расширения представлений о правилах поведения в общественных местах, углубления представлений детей об их обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, я разработала проект «Мальчики и девочки – два разных мира, живущих вместе».Он также помогает нам формировать у детей потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
С помощью проекта дети учатся: - находить отличия мальчиков и девочек (лепка фигур человека, игра «Что нужно маленькой леди, маленькому джельтмену», библиотека для мальчиков и девочек, мини-проекты «Я-мальчик», «Я – девочка», изготовление книжек-малышек «Это мне нравится», изготовление мнемотаблиц «Кому что нужно?»)
- знакомятся с ролью занятости мужчины и женщины в семье, их взаимоотношениях (рассматривание иллюстраций в пособии «Моя семья», беседы по ним; выставка семейных фотографий, рассматривание альбомов «Наши мамы (папы) на работе», рисование семьи, чтение произведений);
- формируют навыки доброжелательного отношения друг к другу (беседа «Правила общения со сверстниками и взрослыми», «Какой я сын (дочь?», «Нужно ли быть вежливым?», чтение произведений);
- формируются навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
С помощью разнообразных форм обучения, мы стремимся прививать этические мерки, которые формируются в результате усвоения норм и правил поведения и отражают отношение ребенка к универсальным человеческим ценностям, и он применяет их не только к собственной личности.
В результате нашей работы, дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, и это позволяет им более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. Дети все чаще начинают оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность их оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.
К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции - понимание ребенком разного характера отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.
Для этого мы создаем условия, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на них, рассказывать о событиях. Дети учатся участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу, не перебивать собеседника. В процессе общения дети учатся адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника (выразить сочувствия, помочь, пожалеть).