Елена Гаврилюк
Формирование социокультурной толерантности детей старшего возраста в рамках социально-коммуникативного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе одной из актуальных проблем является воспитание толерантности. Терпимость означает готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним.
Одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.
Согласно новой концепции Федерального государственного образовательного стандарта одной из образовательных задач является:
Публикация «Формирование социокультурной толерантности детей старшего возраста в рамках социально-коммуникативного пространства» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Важная роль в решении данного вопроса отводится дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
Социокультурная толерантность - это уважение к достоинству и ценностям другого человека, принятие культуры, истории и ценностей других народов. Дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и её вхождения в социум. Современные российские дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание в ребенке уважения к себе и другим способствует развитию толерантного отношения к людям разных национальностей и культур. Толерантность дошкольника подразумевает:
• умение ребенка осуществлять социальные коммуникации,
• тактичное и уважительное отношение к окружающим людям,
• способность к восприятию многообразия мира.
В качестве одного из факторов формирования социокультурной толерантности детей выступает открытое социально-коммуникативное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности современного детского сада.
Под социально-коммуникативным пространством понимается среда, в которой протекает взаимодействие между людьми и группами людей. Предполагается включение всех субъектов образовательных отношений с привлечением социальных партнеров.
Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. К сожалению, в недавнем времени стали возникать проблемы межличностного взаимодействия у детей относительно расовой принадлежности. Поэтому мы решили обратить особое внимание ан формирование социокультурной толерантности в нашем детском саду.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями : собрания, консультации, выставки фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
У нас уже были организованы музеи «Моя Хакасия» и «Русская изба», в игровых комнатах оформлены центры патриотического воспитания.
Педагоги:
• Педагогические советы «Поликультурное воспитание: школа диалога культур», «Поликультурное воспитание в детском саду …», интересные формы проведения : не только информационный характер, но и практический.
• Совместные выезды по культурно-историческим местам Репсублики Хакасия и Юга Красноярского края (Хакасский республиканский национальный музей- заповедник «Казановка», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Музей под открытым небом «Усть-сос», «Боярская писаница»)
• Разработка программы по поликультурному образованию «Экспресс дружбы» для детей старшего дошкольного возраста и Разработка Рабочей тетради по поликультурному образованию
• Создание музея «Вокруг света» и Разработка экскурсий в музее «Вокруг света»
• Мастер-класс для педагогов «Путешествие юных исследователей» - детское экспериментирование с элементами поликультурного образования
Родители:
• Родительское собрание в подготовительной логопедической группе «Как воспитать толерантного человека»
• Круглый стол «Планета толерантности»
• Интерактивное шоу «Традиции моей семьи»
Дети:
• Экскурсии для детей в музеях детского сада «Русская изба»,
• «Моя Хакасия»,
• «Вокруг света»
• Организованно-образовательная деятельность: «Как жили предки земли хакасской»
Праздники:
• «Защитники земли хакасской»
• «Чыл Пазы»
• «Встреча с солнцем»
• «Рождественские колядки»
• «Масленица»
• Беседы: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»
• Конкурс чтецов «Дружат дети на планете»
• Творческая мастерская «Сердечко – символ любви и добра»
• Участие в международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»
• Конкурс костюмов народов мира
• Выставка рисунков «Дружат дети всей земли»
• Фестиваль «Хоровод дружбы»
• Экскурсии для детей в музеях, экскурсии, которые проводят дети подготовительных групп для детей младшего возраста.
Социальные партнеры :
• В рамках программы взаимодействия общеобразовательной школы и ДОУ «Диалог культур» МБОУ «Усть-Есинская СОШ им. М. Г. Торосова» Дефиле хакасских костюмов
• Экскурсия выходного дня в Национальный краеведческий музей
• Выступление представителя хакасского этноса: игра на национальном хакасском инструменте «Хомыс»
• Экскурсии в Детскую библиотеку №9
Силами педагогов, родителей и детей создана фотовыставка «Достопримечательности стран мира».
В дальнейшем мы планируем расширить круг социальных партнеров.