Получи документы

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки

Ольга Шагарова
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №51 города Чебоксары Чувашской республики

shagarovao@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются методы, формы толерантного воспитания посредством музыки.

Ключевые слова: толерантное воспитание, толерантность

Публикация «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки» размещена в разделах

В настоящее время вопрос о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях стал особо актуален.

В современную эпоху усилилась взаимосвязь стран и наций, интернациализируются разные стороны человеческой жизнедеятельности, насущными становятся интеграционные процессы международного сотрудничества.

Вместе с тем в сознании и проведении значительной части населения часто стали проявляться пережитки идеологии шовинизма, национальной и религиозной исключительности, что провоцирует межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Возникла социальная потребность в организации целенаправленной работы по толерантному воспитанию детей.

Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий незамедлительной и оптимальной реализации важнейших проблем.

Воспитание толерантности между детьми – это сложный, организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя: 1) сообщение индивиду о человеческом сообществе, народах, о человеческом сообществе, народах; о Российской Федерации-Родине населяющих ее народов, общности их жизненных интересов, российском гражданстве и свободе совести;

2) организацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения:

а) воспитание национального, общенационального (республиканского, регионального, российского (гражданско-патриотического) общечеловеческого сознания;

б) организация позитивного опыта культуры общения с детьми разных наций и расс; воспитание умений и навыков преодоления личностно - психологических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации;

2) формирование высоконравственной мотивации поступков и отношения детей в прцессе их общения с детьми различных национальностей, расс, конфессий.

Эти знания, получаемые детьми в образовательном процессе, в специальных беседах, музыкальных играх, в непосредственно-образовательной деятельности, содействуют формированию представлений и понятий, толерантного отношения друг к другу, суждений и убеждений о нормах культуры отношений между детьми. Поэтому очень важно воспитывать у детей национальные, общенациональные, гражданско-патриотические чувства, уважение к национальному достоинству людей, к их культуре, языкам, традициям, историческому прошлому.

Следует заботиться о том, чтобы у детей не возникали отрицательные чувства (зазнайство, и высокомерие, чувство национального превосходства)

Важнейшей частью процесса воспитания, толерантного отношения детей друг к другу является выработка умений, навыков, и привычек культурно вести себя в многонациональной среде, строить свои отношения с детьми разных наций и религий, готовить детей к межнациональному общению.

В нашем детском саду для насыщения развивающего пространства национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народа, для организации разных форм работы с детьми была создана чувашская гостиная, т. е. микромузей детского сада, в которой находятся посуда, утварь, предметы быта, книги, музыкальные инструменты и пр.)

Работая в тесном сотрудничестве с мастерицей Чувашии Вороновой З. И., для гостиной были приобретены куклы в национальных костюмах. Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой чувашского народа.

Мною были разработаны и проведены серии занятий и игр: «Давай поговорим», «Клубочек», «Зеркала», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», «Вежливые слова», «Подарок на всех», «Разговор через стекло»

по воспитанию у детей дошкольного возраста толерантного отношения друг к другу во время образовательной деятельности : модуль «музыка»,

Проводились консультации с родителями : «Воспитание толерантности у детей посредством музыки», «Что такое толерантность, «Роль музыки в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста».

В содержание образовательной музыкальной деятельности включаются чувашские и русские народные песни, пляски, хороводы, яркие национальные костюмы, красочные предметы декоративно-прикладного искусства, устное русское и чувашское народное творчество.

Все богатство чувашского и русского творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, воспитать толерантное отношение в цикле музыкальных занятий, основанных на материале народной музыки.

Кроме того, в образовательную музыкальную деятельность включены информационные технологии. Разработаны музыкальные занятия с мультимедийным сопровождением, которые способствуют лучшему усвоению материала, т. к. наглядность повышает интерес к занятиям, помогает углубить восприятие музыки детьми и совершенствовать их музыкальные способности.

Большое значение для воспитания толерантного отношения друг к другу, дружелюбия, доброты, играет народная музыка, которая пробуждает интерес и раскрывает взаимосвязь, отношения людей разных национальностей.

Мы выяснили, что воспитание толерантности у детей – очень сложный по своему характеру процесс. Он требует применения не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но главное – длительного времени и начинаться должен с раннего возраста.

Проведенная работа показала, что воспитание толерантности у детей связано с развитием всех сторон личности ребенка. Дети дошкольного возраста способны осознанно проявлять дружеские чувства к детям разных национальностей, относиться с глубоким уважением и интересом к взрослым ближайшего и отдаленного национального окружения. В этом возрасте начинают складываться первые представления о содружестве народов, мечты о радостной встрече со сверстниками других национальностей, которые отражаются и развиваются на музыкальных занятиях, в творчестве, в играх …

Таким образом, образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении осуществляется с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, на создание условий для актуализации личностных структур национального сознания ребёнка на воспитание толерантности.

Литература:

1. Авксентьев, А. В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / А. В. Авксентьев. - Ставрополь, 2003. – 123 с.

2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. - М., 2000.-256 с.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. /Г. Н. Волков - М., 1988.-134 с.

4. Волков, Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. / – Г. Н. Волков. - Чебоксары, 1965.-204 с.

5. Кожанова, М. Б. Этнопедагогическая основа содержания дошкольного образования/ М. Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005.-108 с.

6. Кожанова, М. Б. Этнопедагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении (теоретический аспект)/ М. Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004.-102 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возраста «Я – царица мира звуков, Повелительница нот. Без меня молчат дардука, Арфа, скрипка и фагот. Я взмахну рукой, и вот Всё играет и поёт!».

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к фее Музыки» Дети под музыку входят в зал. М. Р. 1. Слайд – «Анимация Солнышко» Доброе утро! Я очень рада видеть вас сегодня, в хорошем настроении, бодрыми.

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки» Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки» В связи с тем, что социальный фон воспитания.

Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой ключик» 142003, Московская.

ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети всей Земли» ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети всей Земли». [i]Цель:[/i] [/b]Формирование основ толерантной.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа» Актуальность Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки,.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» на базе МБДОУ-ДС №22.

Развитие начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время происходит мировая глобализация, однако в каждой стране, а также внутри больших стран, существуют межкультурные и межрасовые.

Воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр СтатьяВоспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Игровая деятельность детей дошкольного возраста, несомненно,.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонациональной среды и подготовка будущих педагогов Тема воспитания толерантности у детей в условиях многонациональной среды крайне актуальна в наше время, ведь из-за демократизации образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 09:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шагарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД