Ольга Шагарова
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
“Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “
Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №51 города Чебоксары Чувашской республики
shagarovao@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются методы, формы толерантного воспитания посредством музыки.
Ключевые слова: толерантное воспитание, толерантность
Публикация «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В настоящее время вопрос о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях стал особо актуален.
В современную эпоху усилилась взаимосвязь стран и наций, интернациализируются разные стороны человеческой жизнедеятельности, насущными становятся интеграционные процессы международного сотрудничества.
Вместе с тем в сознании и проведении значительной части населения часто стали проявляться пережитки идеологии шовинизма, национальной и религиозной исключительности, что провоцирует межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Возникла социальная потребность в организации целенаправленной работы по толерантному воспитанию детей.
Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий незамедлительной и оптимальной реализации важнейших проблем.
Воспитание толерантности между детьми – это сложный, организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя: 1) сообщение индивиду о человеческом сообществе, народах, о человеческом сообществе, народах; о Российской Федерации-Родине населяющих ее народов, общности их жизненных интересов, российском гражданстве и свободе совести;
2) организацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения:
а) воспитание национального, общенационального (республиканского, регионального, российского (гражданско-патриотического) общечеловеческого сознания;
б) организация позитивного опыта культуры общения с детьми разных наций и расс; воспитание умений и навыков преодоления личностно - психологических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации;
2) формирование высоконравственной мотивации поступков и отношения детей в прцессе их общения с детьми различных национальностей, расс, конфессий.
Эти знания, получаемые детьми в образовательном процессе, в специальных беседах, музыкальных играх, в непосредственно-образовательной деятельности, содействуют формированию представлений и понятий, толерантного отношения друг к другу, суждений и убеждений о нормах культуры отношений между детьми. Поэтому очень важно воспитывать у детей национальные, общенациональные, гражданско-патриотические чувства, уважение к национальному достоинству людей, к их культуре, языкам, традициям, историческому прошлому.
Следует заботиться о том, чтобы у детей не возникали отрицательные чувства (зазнайство, и высокомерие, чувство национального превосходства)
Важнейшей частью процесса воспитания, толерантного отношения детей друг к другу является выработка умений, навыков, и привычек культурно вести себя в многонациональной среде, строить свои отношения с детьми разных наций и религий, готовить детей к межнациональному общению.
В нашем детском саду для насыщения развивающего пространства национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народа, для организации разных форм работы с детьми была создана чувашская гостиная, т. е. микромузей детского сада, в которой находятся посуда, утварь, предметы быта, книги, музыкальные инструменты и пр.)
Работая в тесном сотрудничестве с мастерицей Чувашии Вороновой З. И., для гостиной были приобретены куклы в национальных костюмах. Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой чувашского народа.
Мною были разработаны и проведены серии занятий и игр: «Давай поговорим», «Клубочек», «Зеркала», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», «Вежливые слова», «Подарок на всех», «Разговор через стекло»
по воспитанию у детей дошкольного возраста толерантного отношения друг к другу во время образовательной деятельности : модуль «музыка»,
Проводились консультации с родителями : «Воспитание толерантности у детей посредством музыки», «Что такое толерантность?», «Роль музыки в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста».
В содержание образовательной музыкальной деятельности включаются чувашские и русские народные песни, пляски, хороводы, яркие национальные костюмы, красочные предметы декоративно-прикладного искусства, устное русское и чувашское народное творчество.
Все богатство чувашского и русского творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, воспитать толерантное отношение в цикле музыкальных занятий, основанных на материале народной музыки.
Кроме того, в образовательную музыкальную деятельность включены информационные технологии. Разработаны музыкальные занятия с мультимедийным сопровождением, которые способствуют лучшему усвоению материала, т. к. наглядность повышает интерес к занятиям, помогает углубить восприятие музыки детьми и совершенствовать их музыкальные способности.
Большое значение для воспитания толерантного отношения друг к другу, дружелюбия, доброты, играет народная музыка, которая пробуждает интерес и раскрывает взаимосвязь, отношения людей разных национальностей.
Мы выяснили, что воспитание толерантности у детей – очень сложный по своему характеру процесс. Он требует применения не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но главное – длительного времени и начинаться должен с раннего возраста.
Проведенная работа показала, что воспитание толерантности у детей связано с развитием всех сторон личности ребенка. Дети дошкольного возраста способны осознанно проявлять дружеские чувства к детям разных национальностей, относиться с глубоким уважением и интересом к взрослым ближайшего и отдаленного национального окружения. В этом возрасте начинают складываться первые представления о содружестве народов, мечты о радостной встрече со сверстниками других национальностей, которые отражаются и развиваются на музыкальных занятиях, в творчестве, в играх …
Таким образом, образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении осуществляется с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, на создание условий для актуализации личностных структур национального сознания ребёнка на воспитание толерантности.
Литература:
1. Авксентьев, А. В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / А. В. Авксентьев. - Ставрополь, 2003. – 123 с.
2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. - М., 2000.-256 с.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. /Г. Н. Волков - М., 1988.-134 с.
4. Волков, Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. / – Г. Н. Волков. - Чебоксары, 1965.-204 с.
5. Кожанова, М. Б. Этнопедагогическая основа содержания дошкольного образования/ М. Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005.-108 с.
6. Кожанова, М. Б. Этнопедагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении (теоретический аспект)/ М. Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004.-102 с.