Тамара Пугачёва
Опыт работы «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.2
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пугачёва Тамара Евгеньевна,
МБДОУ Д/с «Теремок» комбинированного вида Структурное обособленное подразделение «Улыбка», воспитатель
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогических исследований были описаны и обоснованы пути формирования толерантности у детей дошкольного возраста, составлен перспективный план по воспитанию толерантности у детей старшей группы и разработан проект «Народы России».
Публикация «Опыт работы „Формирование толерантности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Ключевые слова: социокультурная толерантность, дошкольный возраст.
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Как-то все каналы телевидения облетели кадры, где дети исламского государства, берут в руки оружие, а взрослые им говорят, как надо убивать. В детских садах и школах Украины так же стараются внушить, что русские их враги. Поэтому воспитывать детей в духе толерантности нужно начинать с дошкольного возраста.
Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. В детском саду часто используются понятия: дружба, сострадание, любовь, понимание, которые в свою очередь и являются компонентами толерантности.
В настоящее время детские сады посещают дети разных национальностей, поэтому необходимо в каждом дошкольном учреждении создать условия для успешного вхождения в жизнь детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями, детей, не посещающих детский сад по другим причинам, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности, тем самым формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Это и будет являться главной целью по формированию толерантности у детей дошкольного возраста.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- дать представление о понятии толерантность, об уважении и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде;
- формировать у детей патриотические чувства, гордость за малую Родину;
- развивать бережное отношение к достопримечательностям, культуре других народов, природе);
- стимулировать проявление любознательности к народам разных государств;
- способствовать развитию положительных эмоций путем общения
- обеспечить нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, к родному краю;
- воспитать уважение к людям разных национальностей и к родной культуре.
Работа проводиться по основным направлениям:
- позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями, разной национальности, вероисповедания;
- формирование навыков коммуникации;
- развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов;
- изучение национальных особенностей других народов.
Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на принципах ФГОС, главным из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Реализация обозначенной цели возможна при условии правильного подбора содержания взаимодействия педагога с детьми.
Планирование работы с детьми по данной теме представляет реализацию задач через разнообразные виды детской деятельности, в ходе которых закладываются основы социокультурной толерантности у дошкольников.
Используются следующие формы работы : режимные моменты, игровая деятельность, непосредственно-образовательная деятельность, проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а так же театрализованная деятельность.
Разработаны конспекты интегрированных мероприятий: «Путешествие в страну толерантности», «Мы - жители планеты Земля». Сценарии праздников и развлечений: «День толерантности», «Масленица» и др.
Формирование понятия «толерантности» осуществляется через ведущую деятельность дошкольников – игру. Через игру ребенок осваивает и познает мир.
Играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад» у детей формируются способы социального поведения, доброжелательного и заботливого отношения к членам семьи, к сверстникам.
В игре «Путешествие по странам» у детей закрепляется понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны, воспитывается чувство уважения к различным расам на земле.
С помощью дидактических игр «Все мы жители России», «Найди по описанию» дети знакомятся с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей.
Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр: «Гори, гори ясно» - русская народная игра, «Раю, раю» - мордовская игра, «Бум урьш - татарская игра», и др.
Детям можно предложить игры и упражнения, направленные на:
- развитие навыков общения;
- развитие чувства близости с другими детьми;
- развитие умения понимать настроение окружающих;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям.
С детьми обсуждать и проигрывать ситуации, направленные на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах и на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Большой помощник в воспитании «Толерантности» – сказка. Через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, честности, жалости. В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друг друга из беды, в сказках добро всегда побеждает зло.
При обсуждении сказки «Гадкий утёнок», дети учатся быть добрыми в любой ситуации. Несмотря на унижение, изгнание, одиночество, утёнок остался добрым.
Сказка «Отец и Сыновья» помогает детям жить дружно, не ссориться.
Вспоминая сказку «Карлик нос», мы учимся уважать друг друга, не смеяться над теми, кто имеет странную внешность.
Очень большую роль играют тематические недели:
Неделя Дружбы, где в течение недели можно проводить беседы о дружбе народов разных стран, дидактические игры, организовать выставку детских работ «Мы такие разные, но мы дружим».
Неделя Доброты: Всю неделю вместе с воспитанниками можно размышлять о доброте, об уважении, о любви, о милосердии, читать сказки пословицы и поговорки, играть в сюжетно-ролевые игры, создать копилку добрых дел. И, наверняка, теперь каждый ребёнок поймёт, чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Большое значение имеет работа с психологом. Применяя методики К. Маховера «Рисунок человека», Проективный тест «Лесенка», можно оценить личность ребёнка и получить данные о его взаимоотношениях с окружающими людьми. При помощи методики «Два домика» выявить характер отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы и др.
Если проводить работу в системе, то у детей проявится высокая социальная активность, сопереживание, способность взять на себя ответственность за происходящее. Заметно изменятся взаимоотношения детей, они станут проявлять большее внимание друг к другу.
Активная плодотворная работа позволяет воспитывать свободную, творческую личность способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны».
Наш детский сад полностью поддерживает деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций.
Список используемой литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 05.04.1995, № 67, ст. 30.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53, ст. 7598.
4. Абакумова И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 78-82.
5. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. –2001. №24. – С. 61-63.
6. Асмолов А. Г. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности : Научно-публицистический вестник. – 2001. – № 1. – С. 8-18.
7. Макарова Т. В. Толерантность и правовая культура дошкольников : методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
8. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – М. : Академия, 2004. – 256 с.
9. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности / Е. Ю. Клепцова. – М. : Академический проект, 2004. – 177 с.
10. Глебкин В. В. Толерантность и проблема понимания // На пути к толерантному сознанию : Смысл. – 2000. – № 1. – С. 8-17.
11. Глухов В. А. Психология толерантности // Вестник регионального образования. – 2002. – № 5. – С. 42-46.
12. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру / Э. Риэрдон Бетти. – М. : Бонфи, 2001. – 304 с.