МААМ-картинки

Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей

Марина Столярова
Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, проблемы с социализацией. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Публикация «Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей» размещена в разделах

Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.

Рассмотрим термины.

«Компетентность - это уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе

По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Социально-коммуникативная компетентность это совокупность навыков и умений необходимых для общения со способностью соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, использовать ресурсы других людей и для решения задач, это понимание норм, правил того общества где находится индивид.

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников неразрывно связано с требованиями государственного стандарта.

Согласно ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

* развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

* развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

* формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Экспресс опрос для педагогов :

Цель: выявление уровня социальной компетентности педагогов.

Ход проведения опроса: педагоги отвечают на вопросы на индивидуальном листе бумаги.

1. Если в кафе Вам подали не качественное блюдо, промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие необходимость выступления с докладом перед коллективом.

3. Откажитесь ли вы принять участие в какой либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

4. Вступите ли вы в спор, если в кулуарах коридора услышите явно ошибочные высказывания по известному вам вопросу?

5. Бывает ли Вам обидно, когда люди по-доброму над вами подшучивают?

6. Вам трудно находить общий язык с малознакомыми вам людьми?

7. После конфликта возвращаетесь ли Вы мысленно к нему, анализируете и вините себя?

8. В ссоре или конфликте Вы не всегда пытаетесь понять и вникнуть в точку зрения собеседника?

Интерпретация! После опроса, педагоги подсчитывают свои ответы «да» и «нет». Затем, поднимают руки у кого больше «да», «нет» и у кого поровну. Психолог делает интерпретацию, основываясь на результаты открытого экспресс опроса и опираясь на особенности коллектива.

Социально-коммуникативная компетентность ПЕДАГОГА подразумевает развитие следующих умений :

1. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

2. Умение спокойно отстаивать своё мнение.

3. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

4. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

5. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

6. Умение принимать и оказывать помощь.

7. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и др.

8. Умение следить за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.

9. Умение понять настроение детей.

10. Умение видеть себя стороны.

11. Умение внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

Первые шаги в развитии навыков общения и социализации совершаются при помощи взрослого.

Важнейшим условием в развитии социально-коммуникативной компетентности дошкольника является фигура педагога. Педагог-это лицо детского сада. По ФГОС ДО целый блок работы педагога посвящен развитию у детей социально-коммуникативных умений и навыков. Как вы думайте, а сможет ли педагог с низким уровнем собственной социально-коммуникативной компетентности успешно реализовывать данный вид деятельности? Конечно же нет, он будет испытывать сложности в реализации этой области.

Актуальность данной темы сегодня вызвана следующими факторами.

У детей наблюдается :

- недостаточный опыт общения со взрослыми

- общение заменили информационно - коммуникативные технологии

- агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх влияет на усвоение социальных норм и правил

- недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим, недостаточно развиты навыки сотрудничества в коллективе детей

- проблемы в речевом развитии

- несформированность навыков ведения диалога, общения, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

- недостаточный уровень владения собственной речью некоторой части педагогов. Помните, что речь она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.

Ребенок-это не только зеркало родителя, это еще и зеркало педагога. Приходя в ДОУ ребенок играет в семью, а приходя домой он играет в детский сад. Говорит

Вашими словами, совершает Ваши действия, ведь вы образец для ребенка в данном виде деятельности.

Сегодня мое выступление носит больше теоретический и ознакомительный характер, поэтому, рекомендации мы оставим для более активных форм работы в следующем учебном году!

А сейчас я хотела бы зачитать вам справку с полученными результатами по исследованию социально-коммуникативного развития.

Справка по результатам проведенного психодиагностического исследования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста МБДОУ №.

(Зачитывается справка)

Рекомендации:

- продолжать повышать социально-коммуникативную компетентность педагогов посредствам проведения активных форм методической работы (семинары практикумы, дискуссионные клубы, педагогические мастерские, педагогические конференции);

- оформить стендовую информацию и информацию на сайт МБДОУ, направленную на повышение социально-коммуникативной компетентности родителей;

- в рамках программы развития МБДОУ организовать и реализовать ряд мероприятий с родителями, с целью повышения их социально-коммуникативной компетентности.

Публикации по теме:

Трудовое воспитание, как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного.

Картотека игр для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они.

Конспект НОД по ОО социально-коммуникативного развития «Медвежата идут на прогулку с детьми» ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Игры с образными игрушками (социально-коммуникативное.

Консультация для родителей «Коммуникативные игры — важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка» Консультация для родителей «Коммуникативные игры- важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка» Уважаемые родители.

Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития дошкольников Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Сказкотерапия как средство воспитания социально — коммуникативного развития дошкольника» .

Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Садыкова Таслима Нурисовна.

Программа социально-коммуникативного развития «Я — Человек» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15» ПРОГРАММА социально-коммуникативного.

Социально-коммуникативная игра «На другую сторону» Социально-коммуникативная игра «На другую сторону» Цели: -развивать умение сосредотачивать внимание, «читать» своё окружение, развивать.

Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Урок доброты и вежливости» Интегрированные области: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая, речевая. Форма деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей
Опубликовано: 26 августа 2019 в 13:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД