Марина Столярова
Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, проблемы с социализацией. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.
Рассмотрим термины.
«Компетентность - это уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе
По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Социально-коммуникативная компетентность это совокупность навыков и умений необходимых для общения со способностью соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, использовать ресурсы других людей и для решения задач, это понимание норм, правил того общества где находится индивид.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников неразрывно связано с требованиями государственного стандарта.
Согласно ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
* развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;
* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
* развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
* формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
Экспресс опрос для педагогов :
Цель: выявление уровня социальной компетентности педагогов.
Ход проведения опроса: педагоги отвечают на вопросы на индивидуальном листе бумаги.
1. Если в кафе Вам подали не качественное блюдо, промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие необходимость выступления с докладом перед коллективом.
3. Откажитесь ли вы принять участие в какой либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
4. Вступите ли вы в спор, если в кулуарах коридора услышите явно ошибочные высказывания по известному вам вопросу?
5. Бывает ли Вам обидно, когда люди по-доброму над вами подшучивают?
6. Вам трудно находить общий язык с малознакомыми вам людьми?
7. После конфликта возвращаетесь ли Вы мысленно к нему, анализируете и вините себя?
8. В ссоре или конфликте Вы не всегда пытаетесь понять и вникнуть в точку зрения собеседника?
Интерпретация! После опроса, педагоги подсчитывают свои ответы «да» и «нет». Затем, поднимают руки у кого больше «да», «нет» и у кого поровну. Психолог делает интерпретацию, основываясь на результаты открытого экспресс опроса и опираясь на особенности коллектива.
Социально-коммуникативная компетентность ПЕДАГОГА подразумевает развитие следующих умений :
1. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
2. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
3. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
4. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)
5. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
6. Умение принимать и оказывать помощь.
7. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и др.
8. Умение следить за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.
9. Умение понять настроение детей.
10. Умение видеть себя стороны.
11. Умение внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.
Первые шаги в развитии навыков общения и социализации совершаются при помощи взрослого.
Важнейшим условием в развитии социально-коммуникативной компетентности дошкольника является фигура педагога. Педагог-это лицо детского сада. По ФГОС ДО целый блок работы педагога посвящен развитию у детей социально-коммуникативных умений и навыков. Как вы думайте, а сможет ли педагог с низким уровнем собственной социально-коммуникативной компетентности успешно реализовывать данный вид деятельности? Конечно же нет, он будет испытывать сложности в реализации этой области.
Актуальность данной темы сегодня вызвана следующими факторами.
У детей наблюдается :
- недостаточный опыт общения со взрослыми
- общение заменили информационно - коммуникативные технологии
- агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх влияет на усвоение социальных норм и правил
- недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим, недостаточно развиты навыки сотрудничества в коллективе детей
- проблемы в речевом развитии
- несформированность навыков ведения диалога, общения, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;
- недостаточный уровень владения собственной речью некоторой части педагогов. Помните, что речь она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.
Ребенок-это не только зеркало родителя, это еще и зеркало педагога. Приходя в ДОУ ребенок играет в семью, а приходя домой он играет в детский сад. Говорит
Вашими словами, совершает Ваши действия, ведь вы образец для ребенка в данном виде деятельности.
Сегодня мое выступление носит больше теоретический и ознакомительный характер, поэтому, рекомендации мы оставим для более активных форм работы в следующем учебном году!
А сейчас я хотела бы зачитать вам справку с полученными результатами по исследованию социально-коммуникативного развития.
Справка по результатам проведенного психодиагностического исследования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста МБДОУ №.
(Зачитывается справка)
Рекомендации:
- продолжать повышать социально-коммуникативную компетентность педагогов посредствам проведения активных форм методической работы (семинары практикумы, дискуссионные клубы, педагогические мастерские, педагогические конференции);
- оформить стендовую информацию и информацию на сайт МБДОУ, направленную на повышение социально-коммуникативной компетентности родителей;
- в рамках программы развития МБДОУ организовать и реализовать ряд мероприятий с родителями, с целью повышения их социально-коммуникативной компетентности.