Олеся Маркина
Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №280
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Тема: «Формирование социокультурной среды ДОУ,
как условие повышения качества образования»
воспитатель МБДОУ Детский сад №280
Маркина Олеся Спиридоновна
- 2017 -
Публикация «Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Непременным условием повышения качества образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении является создание развивающей социокультурной среды. Социокультурная среда дошкольной образовательной организации рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. В условиях модернизации системы образования главной задачей детского сада становится оказание педагогической поддержки каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире, обеспечение психологически комфортной, содержательной и насыщенной жизни воспитанников.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС, социокультурная среда должна соответствовать возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и обеспечивать условия для формирования у дошкольников социокультурных ценностей, развития их социальных качеств; усвоения норм и правил, принятых в обществе. слайд 2
Модель социокультурной среды развития ребенка
в условиях современного ДОУ представляет собой взаимодействие внешних и внутренних компонентов, процессуально и содержательно связанных между собой.
Основные компоненты социокультурной среды : слайд 3
- нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- развивающая предметно-пространственная среда (РППС);
- создание единой системы работы участников образовательного процесса;
- взаимодействие с социальными институтами города.
Рис. 1. Модель социокультурной среды ДОУ
В своем выступлении я более подробно затрону только два, на мой взгляд, самых важных вектора социокультурной среды : это создание РППС в соответствии с требованиями ФГОС и организацию сотрудничества с семьей. В свете современных требований развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: слайды 4 - 11
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Функциональность предметной среды означает, что в открытом доступе находятся только те материалы, которые в данный момент востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует убрать из группы в другое место. Имеющееся оборудование и материалы необходимо проанализировать с точки зрения интересов детей и развивающего потенциала. Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть не только многофункциональны и вариативны, но, безусловно, отвечать требованиям безопасности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить детям разнообразие социокультурных впечатлений. Это означает, что предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы. В атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Путешествие» : фотоаппарат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т. п.).
Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ позволяет создать условия для содержательной и насыщенной жизни дошкольников в детском саду, способствовать личностному развитию дошкольников, повышать интеллектуальную и творческую активность детей, формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к окружающим, природе, самому себе, способствовать эмоциональному благополучию детей.
Важнейший вектор формирования социокультурной среды направлен на создание единой системы работы всех участников образовательного процесса. Это предполагает взаимодействие с родителями ребенка, тесное сотрудничество с семьей, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. слайд 12
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы, как традиционные так и нетрадиционные: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары-практикумы, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.
Большой интерес у родителей вызывает Фотогалереи «Из жизни нашей группы», или наоборот, «Выходной день в нашей семье».
На мой взгляд, первым шагом на пути сотрудничества с семьей является установление доверительных отношений, взаимопонимания с родителями. Это достигается путем изменения позиции родителей «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» образовательных отношений.
Для этого важно отказаться от формального общения, от монолога – в пользу диалога и отдавать приоритет таким формам работы, которые помогают родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения.
Родителям наших воспитанников очень нравятся родительские собрания в форме Круглого стола, Вечера вопросов и ответов, Семинары-практикумы, где родители воспитанников осваивают программные задачи по изобразительной деятельности, аппликации, конструированию. слайд 14
Мы хорошо понимаем, что воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы родители воспитанников стали помощниками, сотрудниками педагогов, творчески развивались вместе со своими детьми, важно убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего важнее, чем научиться понимать своего ребенка, быть терпеливыми и деликатными.
Таким образом, мы видим, что на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.