Оксана Архипова
Проект «Информационная среда ДОУ как средство повышения эффективности дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : Информационная среда ДОУ, как средство повышения эффективности дошкольного образования
Наш век – век информации и технологии. Динамичное развитие человечества приводит ко все большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непростую задачу организации передачи этого массива, накопленного цивилизацией.
Цель проекта : совершенствование условий для повышения качества эффективности дошкольного образования.
Задачи:
Публикация «Проект „Информационная среда ДОУ как средство повышения эффективности дошкольного образования“» размещена в разделах
1. Внедрение и использование новых информационных услуг, систем и технологий, электронных образовательных ресурсов нового поколения.
• создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение занятий для всех участников проекта;
• развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством мультимедийных технологий при совместной творческой деятельности детей и педагогов;
• повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Актуальность проекта : использование мультимедийных технологий в образовательном процессе для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Срок реализации проекта : Октябрь 2016 – май 2017 гг.
Участники проекта : дети; педагоги; родители.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины. Глубже постигаются понятия числа и множества.
2. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении.
3. Тренируется внимание и память. Дети раньше овладевают чтением и письмом. Активно пополняется словарный запас.
4. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки. Развивается сенсомоторика детей: уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора.
5. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.
6. Развивается воображение и творческие способности.
7. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только “исполнять”, но и “создавать”.
Направления работы, этапы. Планирование
Работа с педагогами. Цели:
• вызвать у педагогов интерес к проекту;
• познакомить с его задачами;
• подвести к видению своего места в проекте;
• обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта
Взаимодействие с родителями. Цели:
• заинтересованность родителей проектом;
• дать представление о том, как можно участвовать в нем;
• направить на совместную игровую деятельность с детьми.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цель: высокое качество усвоения детьми информации.
1. Подготовительный этап (Октябрь 2016)
2. Основной этап (Ноябрь 2016г – апрель 2017г)
3. Заключительный этап (май 2017г)
Отчет по проекту
Для эффективного использования информации в учебном процессе необходимо, чтобы она отвечала определенным требованиям: была современной, объективной, адекватной, точной, непрерывной, структурированной, полной, и доступной для детского понимания. Передача информационных сообщений в учебном процессе – это не просто их транслирование, она включает в себя, как правило, интерпретацию педагогом содержания, кодированием сообщений с определенным порядком изложений Степень применения мультимедийных презентаций зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интереса детей, формы образовательной деятельности, склонностей и пристрастий самого педагога, программно - методического обеспечения. Уже сегодня можно утверждать, что внедрение ИКТ способствует:
• Индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых.
• Изменению характера познавательной деятельности детей в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
• комплексному изучению явлений и событий;
• Повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
• Изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.
Используя в работе ИКТ, я учитываю следующие психологические особенности внимания:
• Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться у детей 15-20 минут, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых.
• Переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. такое организованное управление вниманием ребенка- дошкольника способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения – умения наблюдать.
• ИКТ помогают развивать у детей умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов. практически и традиционные и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей у ребенка и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.
Таким образом, ИКТ обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации обучения, снятия зажатости, и ряда комплексов, мешающим ребенку раскрыться. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят фактический материал, отражающий мир природы, жизни. образный материал копирует действительность, служит моделью, дающей в той или иной степени точные представления об оригинале.
В компьютерных презентациях реализуется идея включенного обучения, когда ребенок, выполняя предлагаемые ему действия, нередко игрового и занимательного характера, получает новую информацию, вырабатывает и закрепляет новые умения и навыки. При обучении с использованием мультимедийных презентаций можно широко использовать задачи на моделирование различных ситуаций. Мультимедийные презентации повышают активность работы детей. Современные ИТО вовлекают ребенка в действие, происходящее на экране, задания на экране носят интерактивный характер, заставляя ребенка быть собранным, внимательным, координировать свои реакции и действия. Развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения.
Компьютер в д/саду является элементом развивающей среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение ИКТ приобретает гуманитарный развивающий характер.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики д/сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных компьютерных средств развития личности ребенка.
Тогда каждый ребенок будет иметь возможность полноценно и своевременно развиваться, осваивать необходимые знания и умения.