Лилия Конакова
Инновационные образовательные технологии как средство повышения качества образования. Пескотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Инновационные образовательные технологии, как средство повышения качества образования. Пескотерапия».
Докладчик:
Учитель - логопед
«МБДОУ «Детский сад№129»
Конакова Л. Н.
Уссурийск 2017г.
«Образование - величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества,
в противном случае оно
совершенно бесполезно…»
Р. Киплинг.
Публикация «Инновационные образовательные технологии как средство повышения качества образования, Пескотерапия» размещена в разделах
Качество образования «задает» качество жизни общества и определяется качеством личностно,гражданского развития личности. Для более успешной коррекционной работы с детьми возникла необходимость в использовании методов таких образовательных технологий, которые позволили бы управлять процессом формирования познавательных учебных действий и повышать качество образования.
Цель работы, обеспечение повышения качества образования посредствам использования инновационных образовательных технологий. Развитие ребенка должно происходить в его собственной деятельности, педагогическое руководство заключается в постановке перед ребенком познавательных и практических задач. И предоставлении им средств и возможностей (информация, наводящие вопросы, оборудование) решения этих задач.
При этом очень важно, что деятельность детей организовывалась в зоне их «ближайшего развития».
В преодолении многих речевых нарушений нашим верным помощником является игра. Игровые действия всегда включают в себя обучающие задачу. Дети, увлечены замыслом игры, не замечают того, что они умчаться, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Я, имею возможность использовать в своей работе с детьми песочную терапию.
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.» Юнг Каря Густов.
Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития. Есть мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя- фантаста Г. Уэллса «Игры на полу». В ней он описывает,как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности отношениях с членами семьи и друг с другом. Эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки.
Первый увидевший их ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Именно это и положило начало «технике построения мира»- диагностической и терапевтической методике, разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфелд.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Создание песочных композиций не требует особых умений. Сделать что- то не так невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят, тем кому трудно облечь свои переживания в словах. Песок- загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека- обладает податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим, или влажным и пластичным. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а затем, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Для игр с песком необходим деревянный ящик, символические предметы.
Обязательно выполнять ритуал входа «узаконить» правила поведения в песочнице. Для этого используют некий персонаж, именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице (богиня песка, песочная фея,и. д). Данный персонаж приглашает детей в страну, однако определяет и правила взаимодействия с песком;
- песок не разбрасывать;
-не сыпать;
-не есть;
- не разрушать постройки других;
- не уносить игрушки;
Задания дает сказочный персонаж и педагог. Игры с песком развивают мелкую моторику рук;
-сжать в кулачок, захватить в щепотку;
-- отыскать и собрать бусины;
-прикоснуться ладошками и т. д. ,
Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки:
-выбери игрушки с определенным звуком;
- собрать животных в названии которых есть звук «П2, «Р» ,и т. д. ;
Обогащения и закрепления слов родного языка- она из самых важных задач развития или коррекции речи. Что же можно делать в песочнице?
- активизировать словарь (песок, песчанка, песочница)
- обогащать словарь детей глаголами (спать, гладить, превращать, и т д.).
-прилагательными (сухой, влажный, мокрый.)
-развивать операции классификации (дикие – домашние животные)
Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы образовывать новые слова :
-отработка понимание и употребления каждой приставки с различными корнями (насыпать, налить, накрыть, написать);
-употребление предлогов;
В психиатрической парадигме использования песочной технике возможно применения нескольких стратегий поведения:
- наблюдатель, любознательный путешественник, трикстер (провокатор, и молчаливый свидетель.
Три стратегии подходят для обучения рассказыванию. Развитие динамической речи, проигрывание (драматизации) литературных произведений с последующим их пересказом- еще одна возможность развития речи с использованием песочницы.
Помимо речи в песочнице можно развивать и математические представления, и когнитивные и психические процессы.
Когда сказочный персонажи объявляют об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «страну». Проводится «прощание «с песком (дети гладят его). Сказочный персонаж просит вспомнить детей, чем они занималась в песочнице, дает оценку действиям и результатам детей, благодарит за посещения и работу, выполнения правил поведения в песочнице. После ритуала выхода дети обещают еще вернуться.
Таким образом, такая технология как песочная терапия является универсальным средством развития ребенка.
Список литературы.
1. Сапожникова О. Б. ; Гарнова Е. В.» Песочная терапия в развитии дошкольников» .М. : ТЦ Сфера, 2005г.
2. Громова О. В. «Инновации– в логопедическую практику» М. : Линка- пресс, 2008 г.
3. Штейнгард Л. «Юнгинская песочная терапия». СПб. ,2001г.
4. Кузуб Н. В., Осинчук Э. Л. «В гостях у песочной феи» : Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб, : М., 2011 г.
5. Никитина Т. О. «Песок как универсальное средство развития дошкольников». 2013 воспитатель ДОУ.