Анастасия Ганова
Формирование социальной готовности старших дошкольников к обучению в процессе сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социальной готовности старших дошкольников к обучению в процессе сюжетно-ролевой игры
Ганова Анастасия Евгеньевна, воспитатель
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», г. Бийск
Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими детьми и взрослыми, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Основным условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является соблюдение методики формирования социальной готовности, состоящей из трё х компонентов:
– формирование коммуникативных умений в общении с взрослыми;
– формирование коммуникативных умений в общении со сверстниками;
– формирование адекватного уровня самооценки.
Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни.
Сюжетно-ролевая игра, как основной вид игры детей дошкольного возраста, помогает сознанию ребенка подготовиться к предстоящим изменениям социального статуса с дошкольника на школьника, отношений со сверстниками и со взрослыми, а также формируются качества личности, обеспечивающие социальную устойчивость индивида, необходимые будущему школьнику. Это делает сюжетно-ролевую игру формой практического познания окружающей действительности.
В работах исследователей Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой и др. выделяются три основных аспекта направления психического развития детей в сюжетно-ролевой игре :
Во-первых, осознание ребенком различного рода отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире, расширение круга мотивов и представлений и, как следствие этого, возникновение мотива быть, действовать «как взрослый».
Во-вторых, развитие способности создавать обобщенные, типичные образы предметов и явлений и совершать их мысленные преобразования - расчленять и комбинировать их самым различным образом.
И, в-третьих, овладение ребенком в совместной игре основами кооперации - средствами и способами общения, раскрытия себя и понимания другого, т. е. теми качествами, которые позволяют человеку жить в согласии с другими людьми.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре сознание ребенка подготавливается к предстоящим изменениям социального статуса с дошкольника на школьника, отношений со сверстниками и с взрослыми, а также формируются качества личности, обеспечивающие социальную устойчивость индивида, необходимые будущему школьнику. Это делает сюжетно-ролевую игру формой практического познания окружающей действительности.
Литература:
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
2. Венгер, Л. А. Из чего состоят слова / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 11.
3. Кравцова, Е. Е. Учите детей общаться / Е. Е. Кравцова, Т. Крутова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384.