Дементьева Виктория
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). В настоящее время количество детей с этой патологией увеличивается. Нарушение речевого развития носят не только фонетический, но и лексический, и грамматический характер. При исследовании лексической стороны речи ученые выявили такие нарушение лексики как: недостаточность словарного запаса, резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неправильное употребление слов, трудности актуализации словаря и др., что свидетельствует о более низком уровне сформированности словаря у детей с ОНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Дети с низким уровнем сформированности словаря испытывают трудности в общении, в обучении чтению и письму. Поэтому проблема формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР актуальна, ведь от сформированности словаря зависит успешность овладения ребенком программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Ведущую роль в формировании и коррекции словаря детей с речевыми нарушениями играют дошкольные образовательные учреждения. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (ФГОС ДОУ, регламентирующий работу дошкольных учреждений, рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развитие речи. Задачей речевого развития является обогащение активного словаря, происходящего за счет основного словарного фонда и зависящего от словаря от педагогов и родителей. Для расширения словаря в ДОУ должны быть созданы благоприятные условия.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития и формирования словаря у дошкольников с ОНР рассмотрена в трудах Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. С. Ушаковой, Н. С. Жуковой и др.
Цель исследования: выявить особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Выделить особенности речевого и психического развития старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Показать особенности словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ДОУ.
Объект исследования: процесс формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Вывод.
Предмет исследования: содержание работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Речевые эффекты III уровня являются одним из самых распространённых среди современных дошкольников. В отечественной логопедии ОНР III уровня определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико – грамматическими и фонетико – фонематическими ошибками. Это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц.
Дети с ОНР III уровня имеют особенности в психическом развитии и в развитии словаря.
Особенности словаря старших дошкольников с ОНР III уровня проявляются в следующем: резкое расхождения объема активного и пассивного словаря; бедность ограниченности активного словаря; преобладание в активном словаре существительных; бедность словаря прилагательных, наречий, антонимов, синонимов, медленный поиск слов; неточность в выборе и употреблении слов.
Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно – волевой и двигательной сферы.
Работа по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ДОУ имеет свои особенности:
- Она протекает с учетом возрастных особенностей детей, с учетом особенностей лексического запаса и психического развития детей с ОНР III уровня, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Основной формой работы по формированию словаря у данной категории детей являются учебные логопедические занятия: фронтальные, групповые, индивидуальные.
- Наряду с учебными логопедическими занятиями обогащение словарного запаса происходит во всех видах детской деятельности (игровой, бытовой, трудовой, художественной, повседневной жизни, общении;
- Работа по формированию словаря тесно связанна со всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ; проводится планомерно и систематически;
- Осуществляется взаимно связь в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя;
- Содержание словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста усложняется : словарь усложняется на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; слова усваиваются на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; слова, обозначающие элементарные понятия вводятся на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам;
- Работа по формированию словаря направленна на расширение пассивного словаря, общение и активизацию номинативного, предикативного, адъективного словаря, словаря синонимов, антонимов и обобщающих слов;
- Для успешного формирования словаря у детей с ОНР III уровня используется комплекс методов (методов накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизацию словаря) : осмотры помещения, экскурсии, рассматривание предметов, картинок, художественная литература, рассматривание игрушек, дидактические игры, словарно – логические упражнения, словесные упражнения, составление загадок, беседа; комплекс приемов: проговаривание нового слова хором, а затем индивидуально, подбор названий предметов к действиям и наоборот и т. д.
Для успешного формирования словаря у детей с ОНР III уровня используется комплекс методов (методы накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизации словаря) : осмотры помещения, экскурсии, рассматривание предметов, картинок, художественная литература, рассматривание игрушек, дидактические игры, словарно – логические упражнения, словесные упражнения, составления загадок, беседа, комплекс приемов: проговаривание нового слова хором, а затем индивидуально, подбор названий предметов к действиям и наоборот и т. д.
Словарная работа, проводимая в ДОУ, имеет огромное значение. Она способствует умственному, нравственному, эстетическому развитию, способствует его подготовке к школе.