Светлана Алексеевна Андрюхина
Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проекта.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством, на наш взгляд, является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи- и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –и я пойму» - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Публикация «Логопедический проект „Слова-враги, слова-друзья, Антонимы, Синонимы“» размещена в разделах
Но как быть логопедам? Где найти свое место в проектной деятельности группы? Этот вопрос для себя мы решили так: кроме участия,в проектах, которые проводят педагоги группы, попробовать организовать свой – логопедический проект. В первую очередь, конечно он должен носить коррекционную направленность, т. е. участвуя в нём дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Очевидным является тот факт, что русский язык – очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторически, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать несколько синонимов. Ребенку – дошколёнку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом – «дружили». Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога – организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием.
Представляем вашему вниманию:
Логопедический проект «Слова – враги, слова – друзья. Антонимы. Синонимы»
Цель:
познакомить детей с многообразие слов родного языка;
пополнить словарный запас с разнообразными смысловыми оттенками и правильным пониманием смыслового значения слов;
научить быстро и безошибочно подбирать похожее по смыслу слово, слова противоположного значения;
научить применять на практике грамматические правила;
учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли;
совершенствовать устную речь будущих школьников;
Задачи:
на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;
познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами;
развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению;
развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.
Участники проекта :
дети старшей логопедической группы «Почемучки»;
дети подготовительной логопедической группы «Знайки»;
родители;
учителя – логопеды;
воспитатели логопедических групп.
Тип проекта :познавательно – творческий, краткосрочный.
Этапы проекта :
I.Подготовительный этап (информационно-аналитический).
II. Основной этап реализации проекта (практический).
III. Заключительный этап (подведение итогов).
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический).
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. На подготовительном этапе работы:
- учителя – логопедыпознакомили детей с понятиями «синонимы», «антонимы»;
- на фронтальных логопедических занятиях по лексике и грамматике дети учились подбирать одинаковые по смыслу слова (синонимы, и находить слова противоположные по значению (антонимы) и использовать их в свободной речи;
- воспитатели логопедическихгрупп работали с детьми над различением двух категорий слов : антонимы, синонимы.
II. Основной этап реализации проекта (практический).
Основной этап включает в себя непосредственную работупо теме, которая осуществлялась через:
- дидактический материал (игры, лото, предметные картинки и т. д.)
- литература (стихи, потешки, загадки и т. д.)
- речевые игры («Подбери точное слово», «Скажи наоборот», «Сравни внимательно» и т. д.)
- прогулки (во время прогулок воспитатели логопедических групп нарабатывали словарь по данной тематике, составляли предложения с синонимами и антонимами, находили похожие и не похожие предметы в группе, на территории детского сада и на своём игровом участке)
III. Заключительный этап (подведение итогов).
Данный проект оказал положительное влияние на:
1. Детей:
- положительная динамика речевого развития;
- употребление антонимов и синонимов в повседневной рече;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
2. Родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
3. Педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
4. ДОУ:
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
Итогом нашей работы стала выставка рисунков детей на тему: «Слова – враги, слова – друзья. Антонимы. Синонимы»
Заключение.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы
1 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М., 2010 г.
2. Кондратова Н., Бывшева А., Дружинина Л. «Антонимы. Прилагательные» - М., 2010 г.
3. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» - М., 2012 г.
4. Кузьмина М. «Развитие речи. Противоположности» - М., 2014г.
5. Комарова Л. А. «Автоматизация звуков» - М., 2009 г.