Получи документы

Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы»

Светлана Алексеевна Андрюхина
Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы»
▼ Скачать +Заказ

Актуальность проекта.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством, на наш взгляд, является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи- и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –и я пойму» - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Публикация «Логопедический проект „Слова-враги, слова-друзья, Антонимы, Синонимы“» размещена в разделах

Но как быть логопедам? Где найти свое место в проектной деятельности группы? Этот вопрос для себя мы решили так: кроме участия,в проектах, которые проводят педагоги группы, попробовать организовать свой – логопедический проект. В первую очередь, конечно он должен носить коррекционную направленность, т. е. участвуя в нём дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Очевидным является тот факт, что русский язык – очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторически, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать несколько синонимов. Ребенку – дошколёнку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом – «дружили». Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога – организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием.

Представляем вашему вниманию:

Логопедический проект «Слова – враги, слова – друзья. Антонимы. Синонимы»

Цель:

познакомить детей с многообразие слов родного языка;

пополнить словарный запас с разнообразными смысловыми оттенками и правильным пониманием смыслового значения слов;

научить быстро и безошибочно подбирать похожее по смыслу слово, слова противоположного значения;

научить применять на практике грамматические правила;

учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли;

совершенствовать устную речь будущих школьников;

Задачи:

на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;

познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами;

развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению;

развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.

Участники проекта :

дети старшей логопедической группы «Почемучки»;

дети подготовительной логопедической группы «Знайки»;

родители;

учителя – логопеды;

воспитатели логопедических групп.

Тип проекта :познавательно – творческий, краткосрочный.

Этапы проекта :

I.Подготовительный этап (информационно-аналитический).

II. Основной этап реализации проекта (практический).

III. Заключительный этап (подведение итогов).

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический).

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. На подготовительном этапе работы:

- учителя – логопедыпознакомили детей с понятиями «синонимы», «антонимы»;

- на фронтальных логопедических занятиях по лексике и грамматике дети учились подбирать одинаковые по смыслу слова (синонимы, и находить слова противоположные по значению (антонимы) и использовать их в свободной речи;

- воспитатели логопедическихгрупп работали с детьми над различением двух категорий слов : антонимы, синонимы.

II. Основной этап реализации проекта (практический).

Основной этап включает в себя непосредственную работупо теме, которая осуществлялась через:

- дидактический материал (игры, лото, предметные картинки и т. д.)

- литература (стихи, потешки, загадки и т. д.)

- речевые игры («Подбери точное слово», «Скажи наоборот», «Сравни внимательно» и т. д.)

- прогулки (во время прогулок воспитатели логопедических групп нарабатывали словарь по данной тематике, составляли предложения с синонимами и антонимами, находили похожие и не похожие предметы в группе, на территории детского сада и на своём игровом участке)

III. Заключительный этап (подведение итогов).

Данный проект оказал положительное влияние на:

1. Детей:

- положительная динамика речевого развития;

- употребление антонимов и синонимов в повседневной рече;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

2. Родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

3. Педагогов:

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через

разнообразные формы и методы работы;

4. ДОУ:

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

Итогом нашей работы стала выставка рисунков детей на тему: «Слова – враги, слова – друзья. Антонимы. Синонимы»

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Список использованной литературы

1 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М., 2010 г.

2. Кондратова Н., Бывшева А., Дружинина Л. «Антонимы. Прилагательные» - М., 2010 г.

3. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» - М., 2012 г.

4. Кузьмина М. «Развитие речи. Противоположности» - М., 2014г.

5. Комарова Л. А. «Автоматизация звуков» - М., 2009 г.

Публикации по теме:

Игра-путешествие «Слова, слова, слова — их волшебная страна». Сценарий праздника в подготовительной группеИгра-путешествие «Слова, слова, слова — их волшебная страна». Сценарий праздника в подготовительной группе Задачи: 1. Закрепить полученные знания по темам: - правильное употребление прилагательных в речи; - развитие активного и пассивного словаря;.

Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы» Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ». Цели: Учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы»
Опубликовано: 21 июня 2015 в 17:57
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Алексеевна Андрюхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД