Татьяна Сырых
Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет
Работа творческой группы учителей-логопедов
г. Перми
Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390»
Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400»
Крохиной О. В. МАДОУ «Детский сад № 394»
Мельниковой Н. С. МАДОУ «Детский сад № 394»
Каменских Т. А МАДОУ «Детский сад № 144»
Ефимовой С. Г МАДОУ «Детский сад № 144»
При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Публикация «Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико – фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со слогами, словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
Ребенок 3-4 лет должен уметь произносить простые по произношению звуки: А, Х, О, И, Э, Б, П, М, В, Ф. Также в этом возрасте идет подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков: Т, Д, К, Г, Х, Ы.
Неречевые игры
Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
Предложите малышу послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
Используйте следующие игры :
Игра "Солнце или дождик?"
Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
Игра "Солнце и дождик" достаточно простая, однако очень нравится деткам и проходит всегда весело
Игра "Большой или маленький"
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так, же следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра "Далеко - близко"
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого : "близко" - "далеко".
Игры на формирование неречевого слуха
1.«Кто там?»
Цель: Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.
Вызвать интерес и внимание к нам.
Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.
Оборудование: кукла, мишка
Ход игры:
В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали). Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет). Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.
2. «Что звучало?»
Цель: Прислушиваться к неречевым звукам
Вызвать интерес, внимание
Определить, что звуки могут быть разными.
Оборудование: машинка грузовая или легковая.
Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.
Ход игры :Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.
3. «Кто пришел?»
Цель: Различать неречевые звуки. Обращать внимание на разнообразие звуков.
Оборудование: кукла, колокольчик.
Ход игры:
Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.
Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.
Пальчиковые игры для развития слоговой структуры слова
у детей 3-4 лет
Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
«Гости»
Малыш сидит и держит ладошки сомкнутыми перед грудью, пальчики левой ручки плотно прижимает к пальчикам правой ручки.
- Ма-ма, ма-ма! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)
- Что, что, что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)
- Гос-ти е-дут! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)
- Ну и что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)
- Здрась-те, здрась-те! (перекрещивает средний и безымянный пальчики дважды с теми же пальчиками другой руки, обходя то справа, то слева)
- Чмок, чмок, чмок! (постукивает средним и безымянным пальчиками по тем же
пальчикам другой руки).
«Мама»
Ма-моч-ка ма-ма,
Ми-ла-я мо-я,
Ма-моч-ка ма-ма,
Я люб-лю те-бя.
Поставив ладони, друг перед другом, на каждый слог смыкают и размыкают сначала мизинцы, затем безымянные пальцы, средние, указательные. На последний слог прижимают подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.
«Кукушечка»
Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слог пальцы правой руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец)
Ле-ти ско-рей в ле-сок (взмахи руками как крыльями на каждый слог)
Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слог пальцы левой руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец)
По-дай свой го-ло-сок (хлопаем в ладоши на каждый слог)
Подвижные игры для развития слоговой структуры слова у детей 3 – 4 лет
1. Игра «Карусель»
Цель: Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение ритмично двигаться, согласовывая слова с движениями.
Ход игры : Воспитатель и дети, взявшись за руки, идут по кругу, и говорят:
- Еле – еле, еле – еле, завертелись карусели.
А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
(Е Тихеева)
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.
2. «Кот и мыши».
Цель: Развивать координацию и согласованность движений, чувство ритма.
Материал: шапочка «Кота», игрушечные часы.
Ход игры : Ребенок «кот» сидит на стуле и «спит». Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Дети «мышки» стоят за чертой в «домике» на другой стороне комнаты. Дети вместе со взрослым начинают идти к спящему коту, проговаривая текст:
- Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон! (С. Маршак.) Взрослый хлопает в ладоши, ребенок -«кот» просыпается, мяукает и гонится за мышками.
3. «Лохматый пес».
Цель: Учить детей двигаться ритмично по площадке и дружно проговаривать стихотворный текст.
Материал: игрушечная собака (или шапочка «Собаки»).
Ход игры : Воспитатель сажает игрушечную собаку на пол и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить!» Дети вместе с воспитателем идут к собаке и говорят:
- Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнул он нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что же будет?
Дети подкрадываются к собаке, и тихо зовут ее: «Собачка, поиграй с нами!
«Собака» лает и бежит за детьми. Дети разбегаются.
Игры с проговариванием
«Поет птичка»
Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания, слухового внимания
Оборудование: картинки большой, маленькой птички.
Описание игры :
1 вариант. Педагог показывает картину большой птицы: «Она поет громко: ПИ-ПИ-ПИ». Ребенок повторяет. Педагог показывает картинку маленько птички: № Она поет тихо: пи-пи-пи». Ребенок повторяет. Педагог произносит: «ПИ-ПИ-ПИ», то громко, то тихо. Ребенок отгадывает.
2 вариант. Можно использовать картинки большой дудочки - она играет громко ДУ-ДУ-ДУ, маленькой дудочки – она играет тихо ду-ду-ду.
«Теремок»
Цель: Развитие слухового внимания, ритмичной выразительности, силы голоса, речевого дыхания.
Оборудование: картинки теремок, мышка, ежик волк.
Описание игры : Педагог говорит: «Чтобы попасть в теремок, в него надо постучаться. Мышка должна стучать вот так: «ТУК-ТУК». Ежик вот так: «тук-тук-тук». Волк вот так: «ТУК-тук-тук».
Угадай, кто стучит! Педагог поочередно изображает и проговаривает как стучали звери.
«Зверушки забыли, как надо стучать, чтобы попасть в теремок. Помоги им! Скажи и покажи, как надо стучать мышке, ежику, волку».
«Подскажи словечко»
Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление произношения звука в речи, развитие слухового внимания.
Оборудование: картинки – петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.
Описание игры :
Педагог: «Подскажи слово, какое подходит, затем проговори все сам».
На столе картинки: петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.
ХА-ХА-ХА - мы поймали… петуха
ОХ-ОХ-ОХ – мы посеяли… горох
КО-КО-КО – кошка любит… молоко
ОК-ОК-ОК – Саня пил вкусный… сок
ОМ-ОМ-ОМ – мы построим большой… дом
ОК-ОК-ОК – бегал маленький… щенок
Настольно – печатные игры
Игра «Кто гуляет на полянке?»
Оборудование: Сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, цветов, цыпленка, жука.
Ход: Посмотри на картинку. Кто гуляет в зеленой травке? Послушай внимательно: цы-пле-нок…жук… Слова звучат по-разному : есть короткие, а есть длинные. Цыпленок – длинное слово, а жук – короткое. Назови другие длинные слова (облако, цветок, солнышко).
Игра «Помоги девочкам»
Оборудование: На сюжетной картинке нарисовано дерево и две девочки.
Ход: На этой картинке девочки ищут слова : девочка с короткими волосами ищет короткие слова, а девочка с длинными волосами ищет длинные слова. Давай им поможем. Называй картинки, колторые ты видишь на дереве (шар, мороженое, мед, карандаш, яблоки, сыр, дерево).