Марианна Ходусова
Из опыта работы. «Слоговой аукцион» (методические рекомендации …)
▼ Скачать + Заказать документы
Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.
К. Д. Ушинский
Игры со словом и звуками интересны дошкольнику. Он играет со словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
А. М. Горький
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые интересы и запросы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; неожиданно для родителей пишет на песке, снегу, бумаге цифры и буквы; просит взрослых рассказать сказку, прочитать книгу, активно обсуждает с взрослыми передачи. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано?», «Какая это буква?».
Публикация «Из опыта работы, „Слоговой аукцион“ (методические рекомендации …)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Чтение связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи овладения чтением зависят от многого, в частности, от личности ребенка в целом, отношения к книгам, отношений с родителями и педагогами, самостоятельности и уверенности в себе, мышления и чувственного опыта, уровня развития устной речи.
Все это является результатом физического, умственного, эмоционально-волевого и специального развития ребенка.
Чтение это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложение. Чем больше к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.
Обучение чтению – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.
Слоговой анализ и синтез – важные ступени ознакомления дошкольника со звуковой стороной слова. Главное что бы дошкольник осознал принцип строения слова. С этой целью эффективны приемы: «прошагивание», отстукивание, прохлопывание слов, - позволяющие усвоить их слогоритмическую структуру. Используются схемы и символические изображения слогов, игры на преобразование слов путем наращивания и усечения слогов. В освоении слоговой структуры слов важнейшим моментом является вычленение ударного слога. Дошкольники учатся выделять ударный гласный звук, ударный слог. Дети убеждаются в значении ударения для понимания смысла слов (ирис – ирис, стрелки – стрелки, различение грамматических форм (море – моря, для правильного произношения слов. Умение услышать ударный гласный звук и ударный слог необходимо для последующего освоения орфографических правил, например, написание безударных гласных в слове.
Выполняя упражнения и играя в слова, дошкольники узнают что такое «слог», что слоги в слове, как и звуки расположены в определенной последовательности. Дети выделяют ударный слог, определяют количество слогов в слове, сравнивают слова по слоговому составу, преобразовывают слова за счет наращивания, усечения и перестановки слогов, находят первый, второй, третий слоги в словах, определяют звуковой состав слога. Дидактические задачи следует ставить перед ребенком посильные, в порядке их последовательного усложнения, в игровой, интересной для ребенка форме.
Я хочу поделиться опытом работы над слоговым анализом и синтезом и привожу примеры эффективных заданий и упражнений, используемых мной при проведении ННОД «Развитие речи» и «Обучение грамоте».
Послушайте и повторите.
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую!
- ДУ-ду-ду да ду-ду-ду,
Я по улице иду!
Сколько раз в цепочке произносится слог - ду-?
Назовите слова из стихотворения со слогом - ду- .
Ай дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу.
Смдитворон на дубу
Он играет во трубу.
Назовите слова со слогом - ду.
Какие слова оканчиваются на слог - бу?
Ба-ба-ба-ба, ба-ба-ба.
Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу-бу, бу-бу-бу.
Как хочу я ту трубу!
Бе-бе-бе-бе, бе-бе-бе
Поиграю на трубе!
Назовите повторяющиеся слоги.
Измените слово «труба» так, чтобы на конце слышался слог - бу, слог - бе.
Придумайте слова, оканчивающиеся на слог - ба.
Отгадай имя.
а)Свою дочь мама называет по разному:
Лю - ся и Лю - да
б)У Люды есть три подружки. Их имена начинаются со слога Ли - …
…ля, …да, …за.
в)Вспомните имена мальчиков и девочек, оканчивающиеся на слог –ля.
… - ля
… - ля
… - ля
… - ля
… - ля
… - ля
… - ля
(Коля, Галя, Толя, Поля, Валя, Оля, Филя).
Кто внимательнее?
а) Вслед за мной повторяйте только слова со слогом –ца.
Суп, супница, сахарница, сухари, сахар, конфета, конфетница, куры, курица, ножницы, сестра, сестрица, овцы, овца, капельница, кольцо, девица, девочка, страница, мастерица, гусеница, молодцы, умница.
б) Четко и быстро произнесите чистоговорки.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца,
Цапля, улица, пыльца.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы,
Зайцы, мельницы, птенцы.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
Деревцо, кольцо, крыльцо.
Какой слог повторяется в первой, второй, третьей чистоговорке?
Произнеси в указанном ритме слог –на.
а) \\ \\
б) \ \\\
в) \\\ \
а) На-на, на-на
б) на, на-на-на
в) на-на-на, на
Выдели ударением слог –та.
То-ту-та
Та-то-ту
То-та-ту
Ту-то-та
Сравни по звучанию.
РОСА – РОЗА
КОЗА – КОСА
В каком слоге отличие, в первом или во втором?
Измени слова по образцу.
Ваза – вазы
РОЗА - …
КОЗА - …
ГРОЗА - …
ЗАНОЗА - …
Какой слог последний в преобразованных словах?
Составь предложения со словами.
гвоздики - гвоздики
замок - замок
кружки - кружки
ирис - ирис
полки - полки
хлопок - хлопок
село - село
пили - пили
ношу - ношу
Окуни.
- Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни
Не бойся, это – окуни!
Капель.
Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель,
Я слышу звон апрельских капель,
Поет весенняя капель!
В лесном замке.
На двери замка нет замка,
Живет щегол здесь – первый щеголь.
И утром белка из белка
Ему взбивает гоголь-моголь.
Образуйте новые слова.
а) С помощью указанных слов образуйте новые слова. Составьте со словами предложения.
вы
до
под - сказать
рас
пред
Вы
До
За
На
От
По - говорить
Под
При
Про
Раз
б) Добавьте к словам слог -за- и и произнесите полученные слова.
Звонить - … Звучать - … Звенеть - …
в) Замените в слове последний слог на - щи -. Назовите новые слова.
Плати - … Чаша - …
Розы - … Пили - …
Лежи - … Веки - …
г) Добавьте к слову слог -щик-, чтобы получилась профессия.
Обув - … Кладов - …
Пиль - … Упаков - …
Танцов - … Стеколь - …
Закрой - … Кранов - …
Набор - … Литей - …
Зина спряталась.
Послушайте слова. В каких словах есть часть слова - Зина - ?
зима, вазелин,магазин,резина,бузина, земляника,бензин,низина,
хозяин, корзина.
Дразнилка.
Сидит на суку ворона и каркает. А заяц на пеньке и ворону дразнит. Ворона говорит:
- Кар…
- Тошка… - добавляет заяц.
- Кар …
- Мушка – ухмыляется косой.
- Кар …
- Тина – быстро выкрикивает заяц.
- Кар …
- Зина – хохочет длинноухий.
- Кар, кар – закричала рассерженная ворона на зайца. И клювом его, клювом.
- Аул, аул – завопил заяц. – Караул! – и от вороны во весь дух.
С. Иванов
«Как умный заяц дразнил ворону»
Восстанови порядок.
на-ши-ма - машина
ти-на-кар - картина
ра-бу-но-ти - Буратино
га-кни - книга
ла-шко - школа
та-пар - парта
ла-кук - кукла
чик-мя - мячик
би-ку-ки - кубики
Как-то раз в тени ветвей
Старый еж созвал гостей,
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку,
Но внезапно за бугром
Трехраскатный грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать.
КА-ЛИ-БАР-СА-ДРА-ВЫ-БЕЛ,
СУК-РО-КА-СО-ЛИК-СУС-ТЕЛ,
ДЯ-КАК-СОЙ-ЛЯ-КА-ЛИН-СИ,
ГУШ-ЦА-НИ-БОЧ-БА-КА-ФИ.
Н. Разговоров