Попова Милена
Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ПВД
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребенка к школе зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир.
В результате недостаточно точного восприятия возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятияхпо физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Жизнь современного человека, требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка. [2]
Публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ПВД» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. [1,с. 182]
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме.
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства. [2]
В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. [3,с 144]
Однако анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования занятий по ПВД как средстворазвития сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, первой и основной задачей продуктивных видов деятельности в среднем дошкольном возрасте является развитие восприятие детей, обогащение сенсорного опыта путём выделения формы предметов, их цвета, величины.
Список литературы
1. Немов, Р. С. Психология. [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов– : ВЛАДОС, 2002. – с. 181-190
2. «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования»[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/referat-tema-pedagogicheskii-vklad-mari-montesori-v-razvitie-pedagogiki-doshkolnogo-obrazovanija.html
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет [Текст] : книга для воспитателя детского сада. / Л. А. Венгера. – М. :Просвещение, 1988 – 144с.