Ирина Красникова
Формирование сенсорных представлений.
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
• (СЛАЙД № 1) Вашему вниманию предлагается проект «Формирование сенсорных эталонов».
Автор проекта Красникова Ирина Евгеньевна, работаю воспитателем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 25 «Журавлик». Стаж педагогической работы 10 лет.
Длительность проекта - 1 год.
Публикация «Формирование сенсорных представлений,» размещена в разделах
(СЛАЙД № 2). Актуальность. Работая с детьми раннего возраста десять лет, я пришла к выводу, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - чувствами, эмоциями, познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Сенсорное воспитание - это основа познания мира. Это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов.
Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
• В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
• (СЛАЙД № 3). Основная цель проекта - формирование у детей полноценного восприятия как основы умственного развития детей раннего возраста.
• (СЛАЙД № 4). В связи с этим основными задачами проекта являются:
1) формирование восприятия всего многообразия свойств предметного мира путем :
а) решения задач по подбору, группированию, соотнесению предметов с ориентировкой сначала на один затем два и три свойства одновременно,
б) обучение действий вначале по показу воспитателя, затем по словесной инструкции, удерживая цель в памяти, по графическому изображению,
2) знакомство с сенсорными эталонами,
3) развитие мелкой моторики,
4) активизация словаря.
• (СЛАЙД № 5) Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.
Если научить ребенка точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, то восприятие детей будет не поверхностным и отрывочным, а не создаст необходимые основы общего умственного развития для дальнейшего овладения разными видами деятельности.
• (СЛАЙД № 6). Участники проекта.
• (СЛАЙД № 7). Определила этапы реализации проекта.
• (СЛАЙД № 8). Результат. В результате проекта я планировала добиться следующего:
сформировать представления о цвете, форме, величине;
развить у детей мелкую моторику;
расширить их словарный запас;
приобрести навыки игровой деятельности;
обогатить чувственный опыт ребенка в правильном сочетании его со словесным сопровождением.
• (СЛАЙД № 9). Констатирующий этап.
Работа началась с формирования творческой группы.
На данном этапе были изучены исследования М. Г. Борисенко, Венгер, где освещены основные вопросы развития детей раннего возраста, педагогические условия по развитию сенсорных представлений детей третьего года жизни.
В связи с изменившейся моделью образования важным является создание предметно-развивающей среды, благодаря которой дети могут осуществлять любой индивидуальный и коллективный вид деятельности.
• (СЛАЙД № 10). Была проведена диагностика детей в начале нового учебного года, в результаты которой помогли определить уровень сформиованности сесорных представлений у детей раннего возраста. Данные диагностики определили дальнейшие перспективы. На основе этого разработан перспективный план занятий по предметной деятельности детей 2-3 дет.
• (СЛАЙД № 11). Формирующий этап.
Цель этого этапа заключается во внедрении личностно-ориентированного общения.
В реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и создании условий для полноценного развития детей необходимо учитывать уровень сформированности знаний, дифференцировать цели и задачи по уровням развития детей.
Организация дифференцированного обучения позволяет оказать своевременную помощь детям, испытывающим трудности при усвоении материала.
Благодаря внедрению новых развивающих технологий занятия детям не навязываются, а мотивируются, побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи.
• (СЛАЙД № 12). При проведении занятий используется массаж, физкультминутки, релаксация.
Решая проблемные ситуации он сравнивает, сопоставляет, открывает мир форм, цвета, величины.
• (СЛАЙД № 13). Для повышения результативности по предметной деятельности большое значение имеет использование различных форм и методов организации занятий, способствующих быстрому и качественному решению поставленных целей. Это специальные занятия, самостоятельная и экспериментальная деятельность.
• (СЛАЙД № 14). Приоритетное место отводится дидактическим играм и упражнениям, экспериментальным опытам. В работе по формированию сенсорных эталонов использую :
• (СЛАЙД № 15). Игры для нанизывания.
• (СЛАЙД № 16). Объемные геометрические игрушки.
• (СЛАЙД № 17). Игры для выкладывания и вкладывания геометрических фигур.
• (СЛАЙД № 18). Сборно-разборные трехместные народные игрушки.
• (СЛАЙД № 19). Предметы, сюжетные игрушки подобранные по каким-либо свойствам, отвечающим дидактическим задачам, с помощью которых, дети упражняются в нанизывании, выкладывании, приобретают практический чувственный опыт различия величины, формы, цвета.
• (СЛАЙД № 20). Заключительный этап.
Благодаря систематической, последовательной работе дети показали хорошие результаты по сенсорному развитию.
• (СЛАЙД № 21). Результаты диагностики: начало года - 35%, конец года - 86%.
• (СЛАЙД № 22). Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр по сенсорному развитию помогает детям различать, группировать предметы по цвету, величине, форме. На основе игр у детей развиваются все психические процессы, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Таким образом, цель проекта достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является базой умственного развития детей.
• (СЛАЙД № 23). Я считаю, что данный проект может быть интересен и полезен для родителей и воспитателей дошкольных учреждений
• (СЛАЙД № 24). Информационные ресурсы