Светлана Сидорова
Формирование российско-гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с детства должен впитывать не только культуру своего народа, но и проникаться уважением к самобытной культуре других народов, с представителями которых он общается в быту, детском саду, школе и т. п. Поэтому необходимо знакомить старших дошкольников с особенностями и взаимопроникновением национальных культур.
Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем возрасте.
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. [2]
Актуальность данной статьи обусловлена проблемой формирования гражданской идентичности у детей, так как с одной стороны существует объективная необходимость в приобщении детей к гражданской идентичности, а с другой стороны имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы.
Формирование гражданской идентичности в детском саду позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе :
- формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан своей Родины;
- формирование у детей правовой культуры;
- воспитание патриотизма;
- воспитание толерантного сознания.
Младший возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет воспитателя, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.
В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей. В этот период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к семье, роду, родине. В образовательной деятельности воспитателю следует использовать разнообразный материал для формирования гражданской идентичности. [4]
Большое воспитательное значение в младшем возрасте имеют сказки, формирующие главнейшие нравственные нормы будущего гражданина. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
В процессе воспитания гражданской идентичности поговорки и пословицы формируют нравственные качества: любовь к родной природе; уважение к людям и добрососедство.
Таким образом, хотелось бы отметить, что в младшем возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы. [1]
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Рассмотрим данный вопрос взяв в пример такую национальность, как чуваши.
Для достижения своих целей, воспитатель должен:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями чувашского народа.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о чувашском народе в самостоятельной деятельности.
4. Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с чувашским народом.
5. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам чувашского народа. [6]
Например, в чувашских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; игры часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городском празднике: Акатуй, Чуклеме, Калам и т. д.
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народом чуваши проводилась с детьми подготовительной к школе группы с октября по апрель в системе годовой задачи ДОУ «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения их к культурным ценностям народов Поволжья». Было разработано перспективное планирование (см. приложение 1, по которому образовательная деятельность проводилась 2 раза в месяц. В начале и в завершении системы занятий была проведена диагностика методами наблюдения и беседы с воспитанниками.
После проведенной работы у детей наблюдается система знаний о жизни и быте чувашского народа. Воспитанники стали проявлять интерес к традициям и особенностям жизни народов России. Первоначально у них были отрывистые, разрозненные представления о народах нашей страны. По проведённому опросу в детском саду более 80% родителей указали в графе национальность, что они русские.
Литература:
1. Алукаева Г. И. Формирование художественной культуры и развития детского творчества в процессе ознакомления с искусством народов Поволжья. Ульяновск, 2014.-57с.
2. Антонова Л. И. Ребенок в детском саду. - 2012.- с. 55-61.
3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Москва, 2015.-39с.
4. Боголюбова Л. Н. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2011.- 479 с.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, 2010.-67с.
6. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика Чебоксары:Чуваш, гос. изд., 1958. - 264 с.