Получи документы

Формирование российско-гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды

Светлана Сидорова
Формирование российско-гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок с детства должен впитывать не только культуру своего народа, но и проникаться уважением к самобытной культуре других народов, с представителями которых он общается в быту, детском саду, школе и т. п. Поэтому необходимо знакомить старших дошкольников с особенностями и взаимопроникновением национальных культур.

Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем возрасте.

Темочки:

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. [2]

Актуальность данной статьи обусловлена проблемой формирования гражданской идентичности у детей, так как с одной стороны существует объективная необходимость в приобщении детей к гражданской идентичности, а с другой стороны имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы.

Формирование гражданской идентичности в детском саду позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе :

- формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан своей Родины;

- формирование у детей правовой культуры;

- воспитание патриотизма;

- воспитание толерантного сознания.

Младший возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет воспитателя, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.

В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей. В этот период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к семье, роду, родине. В образовательной деятельности воспитателю следует использовать разнообразный материал для формирования гражданской идентичности. [4]

Большое воспитательное значение в младшем возрасте имеют сказки, формирующие главнейшие нравственные нормы будущего гражданина. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

В процессе воспитания гражданской идентичности поговорки и пословицы формируют нравственные качества: любовь к родной природе; уважение к людям и добрососедство.

Таким образом, хотелось бы отметить, что в младшем возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы. [1]

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Рассмотрим данный вопрос взяв в пример такую национальность, как чуваши.

Для достижения своих целей, воспитатель должен:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями чувашского народа.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о чувашском народе в самостоятельной деятельности.

4. Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с чувашским народом.

5. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам чувашского народа. [6]

Например, в чувашских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; игры часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городском празднике: Акатуй, Чуклеме, Калам и т. д.

Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народом чуваши проводилась с детьми подготовительной к школе группы с октября по апрель в системе годовой задачи ДОУ «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения их к культурным ценностям народов Поволжья». Было разработано перспективное планирование (см. приложение 1, по которому образовательная деятельность проводилась 2 раза в месяц. В начале и в завершении системы занятий была проведена диагностика методами наблюдения и беседы с воспитанниками.

После проведенной работы у детей наблюдается система знаний о жизни и быте чувашского народа. Воспитанники стали проявлять интерес к традициям и особенностям жизни народов России. Первоначально у них были отрывистые, разрозненные представления о народах нашей страны. По проведённому опросу в детском саду более 80% родителей указали в графе национальность, что они русские.

Литература:

1. Алукаева Г. И. Формирование художественной культуры и развития детского творчества в процессе ознакомления с искусством народов Поволжья. Ульяновск, 2014.-57с.

2. Антонова Л. И. Ребенок в детском саду. - 2012.- с. 55-61.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Москва, 2015.-39с.

4. Боголюбова Л. Н. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2011.- 479 с.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, 2010.-67с.

6. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика Чебоксары:Чуваш, гос. изд., 1958. - 264 с.

Публикации по теме:

«Макет как один из элементов предметно-пространственной среды в условиях ФГОС до»«Макет как один из элементов предметно-пространственной среды в условиях ФГОС до» Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет)Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.

Персональный блог педагога как часть информационно-образовательной средыПерсональный блог педагога как часть информационно-образовательной среды Два года назад в детском саду нам предложили создать каждому педагогу персональный сайт. А так как я еще веду кружок по рисованию, то и.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Пополнение образовательной среды развивающими играмиПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Прогулочный участок как часть образовательной средыПрогулочный участок как часть образовательной среды Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование российско-гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды
Опубликовано: 27 января 2020 в 21:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование российско-гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сидорова (УИ 1689995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД