Приложение МААМ

Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий

Елена Кибирева
Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема развития речи становится особенно-

актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества

является подмена живого человеческого общения зависимостью от

компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми,

игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников

с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами,

дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление

Публикация «Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий» размещена в разделах

очень редкое. В речи детей существует множество проблем, таких как:

ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение

фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков

культуры речи.

Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребёнком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребёнку крайне необходимо общение. Бедная речь ведёт к агрессии, так как ребёнок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

В соответствии с ФГОС ДО психолого-педагогическая работа с детьми должна строиться в соответствии с принципами развивающего обучения, цель которого — развитие ребенка. Должно быть обеспечено единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В связи с этим, необходима такая организация образовательного процесса, где познавательная активность дошкольников выступает как средство исследовательской деятельности, обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, формирует «инструмент мышления».

Таким образом, особую актуальность приобретает использование современных технологий как :

кейс-технологии - главное предназначение данной технологии — развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения.

Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Достоинства данной технологии заключается в следующем:

— дети получают навыки решений реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле;

— процесс изучения, имитирует механизм принятия решения в жизни, он адекватен жизненной ситуации:

— у детей формируется умение оперировать знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

— у дошкольников развиваются системы ценностей и жизненных установок.

Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение — альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребенок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Технология кейс-ситуации актуальна, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребенка.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется

ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период

для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет

воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Считаю, что данная технология очень актуальна при решении следующих

задач:

- воспитание интереса к собственным открытиям;

- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и

миром, формирование системного мышления;

- привитие умения знать и любить себя;

- развитие творчества, воображения, любознательности, фантазии;

- воспитание у ребенка стремления к разнообразной и продуктивной

деятельности;

- развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах

человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с

людьми, в отношениях с природой;

- развитие чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при

понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

Если для педагогов творчество есть нормальное состояние, если в

повседневную жизнь старших естественным образом вплетается умение выявить

проблему, поставить задачу, выбрать соответствующий инструмент решения,

наконец, получить это изобретательское решение, то и дети, впитывая умениявзрослых, разовьют качества, которые помогут сформировать их творческую

личность.

Структурно-функциональная модель внедрения ТРИЗ-технологии позволила

рассмотреть постепенный переход от мотивационной готовности (хочу) к

теоретической (могу, затем к технологической (делаю) и наконец к результативной (получаю).

Особое внимание мы уделяем системному оператору или «Волшебному

экрану». Системный оператор помогает заглянуть в будущее, заставляет подумать об экологии, бережном отношении ко всему, что нас окружает. Тематика системных операторов и тризовских игр по закреплению знаний об окружающем миреосуществляется в комплексе с предварительной поисковой деятельностью.

И, конечно, не обойтись без «мозгового штурма». Суть его в том, что в ходе

непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения

предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловноезапрещение оценки и критики предложенных вариантов, более того, поощряютсясамые неожиданные, необычные предложения. Можно вызвать детей на спор, чтобыони отстаивали своё мнение, обосновывали свои ответы, учились мыслить образно, приводили сравнения, устанавливали связи событий прошлого, настоящего ибудущего. Воспитатели отмечают, что дети стали «почемучками». Безусловно, интересны рассуждения детей дошкольного возраста, попытки малышейустанавливать логику событий

Большую ценность представляет аналогичная игра «Треугольники». С

помощью этой игры можно построить модели однородных веществ (предметов, азатем строить модели, состоящие из нескольких веществ – фрукты на столе, снег наземле, аквариум с рыбками, морские обитатели, космос, также моделировать любыесказки и т. д. С помощью этих приёмов дети сами совершают первые открытия, проводят научно-исследовательскую работу на своём уровне, знакомятся сособенностями природных явлений. В процессе игры развивается воображение, фантазия, и, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности.

Проведённая в нашем детском саду работа позволила мне привести в систему

календарно-тематические планы мероприятий, самым непосредственным образом

относящихся к реализации в ДОУ ТРИЗ-технологии.

Темы

1. Противоречия впогоде «Хорошо – плохо» 2. Противоречия в предмета «Хорошо – плохо» 3. Противоречияв ситуациях «Хорошо – плохо»

4. Метод «Маленькиечеловечки» 5 «Треугольники»,6. «Твёрдые и жидкие»

«Системный оператор»» Волшебный экран»

Такое планирование позволяет проводить эту работу в системе, учитывать

возрастные и индивидуальные особенности детей и педагогов, строить дальнейшую

работу по контролю, по преемственности работы детского сада и школы, по

активизации творческой группы.

Синквейн

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Пример «Свет»

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме и является своеобразным выводом Необходим людям

Подведите итог, выразив его одним словом сияние

Звуки речи

Гласные, согласные

Слышим, произносим, выделяем,

Звуки складываются в слова

Речь

Плюсы синквейна

- изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

- отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

- дети учатся соблюдать интонацию;

- значительно активизируется словарный запас;

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

- активизируется и развивается мыслительная деятельность;

Если спросить педагогов, осуществляющих работу по заучиванию стихотворений с детьми, испытывают ли они при этом какие-либо трудности, большинство из них ответит утвердительно. При этом они ещё подчеркнут, что формальный, лишенный всякого творчества подход превращает такого рода речевую деятельность в непривлекательный процесс. В итоге можно наблюдать плохое запоминание текста, забывание или перестановку слов, неэмоциональное, невыразительное чтение. Кроме того, часто дети пытаются запомнить текст механически, не понимая его смысла, это не лучший способ заучивания стихов, так как художественные тексты несут в себе эмоциональную нагрузку, выражают определённые чувства, которые требуется выразительно донести до слушателя

На помощь приходят приёмы мнемотехники, которые помогут предельно повысить запоминание художественного текста

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу.

Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

Берем заданное на изучение стихотворение.

Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей, карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Когда стихотворение будет выучено, можно предложить детям создать книгу стихов из мнемотаблиц, которая при рассматривании поможет воспроизводить выученные ранее художественные тексты.

Таким образом, использование этих технологий в комплексе дает хороший результат по обогащению словарного запаса детей, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; овладение воспитанниками нормами речи.

Публикации по теме:

Формирование речевых способностей детей раннего возраста средствами малых форм фольклораФормирование речевых способностей детей раннего возраста средствами малых форм фольклора .

Внедрение современных технологий воспитания и обучения старших дошкольников с РАС 1. Актуальность Детский аутизм - проблема не новая на сегодняшний день. И в нашей стране, и за рубежом за последние годы появилось много.

Формирование и поддержка уверенности детей в собственных возможностях в процессе использования современных технологий Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС относится следующая социальная и психологическая характеристика.

Формирование основ здорового образа жизни через реализацию современных здоровьесберегающих технологий. Формирование основ здорового образа жизни через реализацию современных здоровьесберегающих технологий. Подготовила воспитатель: Воронина.

Математическое развитие старших дошкольников в условиях вариативного использования современных технологий Цель: Развивать интеллектуально-познавательные интересы и способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие: - Формировать.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное»,.

Проект «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» ПРОЕКТ: «Развитие музыкальных способностей дошкольников.

Реферат «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» 1. Введение. 2. Игрушка, ее история,.

Эффективность применения современных образовательных технологий и методикЭффективность применения современных образовательных технологий и методик Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы воспитателей группы «Ромашка» позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий
Опубликовано: 31 января 2017 в 14:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кибирева (УИ 1031694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД