Наталья Попова
Формирование и поддержка уверенности детей в собственных возможностях в процессе использования современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС относится следующая социальная и психологическая характеристика личности ребёнка: ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
Публикация «Формирование и поддержка уверенности детей в собственных возможностях в процессе использования современных технологий» размещена в разделах
Реализуя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Диалог», мы строим свою работу так, чтобы у ребенка могла сформироваться позитивная Я-концепция: внимание авторов программы как раз направлено на поддержку в контексте программного содержания оптимальной новизны и разнообразия, а также вариативности как основы мотивационных процессов.
Авторские методики, используемые в программе, работают на формирование яркой мотивации и рост познавательной потребности у детей, на создание механизмов включения в любые виды детской деятельности через эмоциональную сферу, через глубокий и устойчивый эмоциональный позитив, на сохранение этого позитива и мотивации на протяжении всего дошкольного детства и в момент расставания с ним – выпуска из дошкольной образовательной организации.
Организационной особенностью для создания таких условий при реализации программы является использование сквозных (во всех возрастных группах) технологий создания каждым ребенком собственной «копилки ресурсов».
Нами используются следующие технологии.
«Коврик мира» (модифицированная методика В. Я. Зедгенидзе) – технология, позволяющая создать игровое символическое пространство для конструктивного диалога, обсуждение противоречивых проблем и решения конфликтных ситуаций. Может использоваться с 3 лет. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети при-выкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
«Шкатулка успеха» – технология, в символической форме отражающая конкретные достижения ребенка, способствующая формированию самоуважения и веры в свои возможности и являющаяся наглядным свидетельством его развития (с 3 лет). Представляет собой коробочку, в которую ребенок собирает свои достижения, запечатленные в символической форме (например, шнурок, символизирующий приобретенное умение самостоятельно одеваться, или сердечко как символ умения мириться) для «видимого» осознания ребенком своего прогрессивного развития, кроме того, необходимость найти самому предметный символ своего «успеха» способствует развитию креативного мышления. В среднем возрасте поиск символов заменятся его самостоятельным изготовлением – любой вид продуктивной деятельности.
«Волшебный рюкзачок» – технология, создающая в сознании ребенка метафору «Жизнь как путешествие (приключение)» с присущими ему неожиданностями, трудными ситуациями, проблемами выбора вариантов, встречающимися «помощниками» и ресурсами для разрешения проблем. В зависимости от моделируемой ситуации и возрастной группы детей в «рюкзачок» собираются различные личностные качества, необходимые для конкретных обстоятельств, или пожелания (советы) друзей. Может использоваться с 5 лет.
«Совет мудрейших» – технология группового обсуждения, развивающая способность слушать и слышать другого, а также умения вежливого конструктивного общения (с 4 лет).
«Цветные фантики» – технология, позволяющая в наглядной форме представить количество и разнообразие приобретенных умений и навыков, совершенных хороших поступков, высказанных оригинальных идей (с 4 лет). Ребенок получает фантик за каждое приобретенное умение или хороший поступок (что-то другое) и в конце года составляет из них тематический коллаж «Вот я какой».
Таким образом, используя эти технологии, формирование положительной самооценки детей, их уверенности в собственных способностях и возможностях обеспечивается недирективной помощью педагога, а активной поддержкой его начинаний и достижений.