МААМ-картинки

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи

Татьяна Мещерякова
Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом;

Публикация «Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей;

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

- Упражнения можно выполнять ежедневно, но не более 3-6 минут, в зависимости от возраста детей.

- В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.

- Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

- Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.

- Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. Например, дуем сначала на гладкий карандаш, лежащий на столе, а затем - на ребристый.

- Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.

- Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

- Все упражнения выполнять в игровой форме.

- Можно дуть на предмет, привязанный к ниточке или сдувать его с ладони, со стола.

Дыхательные упражнения делятся на:

- упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (вертушки, мельницы, предметы на воде);

- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики);

- игры на развитие физического дыхания (ребенок надувает шарики, пускает мыльные пузыри);

- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос);

- упражнения с проговариванием звуков.

Можно использовать предметы: вату, карандаши, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики, мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки и т. п.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей. Все упражнения имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.

Игры, развивающие речевое дыхание :

«Кораблики»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

«Снег и ветер»

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?»

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Пузырьки»

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным.

«Дудочка»

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них длительно.

«Фокус»

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа вверх.

«Свеча»

Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Деревья»

Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева, на которую предлагается дуть.

«Греем руки»

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Таким образом, за счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения, улучшается общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.

Публикации по теме:

Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Игры для развития речевого дыхания у старших дошкольниковИгры для развития речевого дыхания у старших дошкольников Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой.

Игры на развитие речевого дыхания для детей с нарушением речи Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и речевого внимания Ваш ребенок уже говорит! Это великолепно! Теперь от вас зависит очень.

Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Консультация для педагогов на тему: Развитие речевого дыхания у дошкольников. Подготовила учитель-логопед: Мурадханова Луиза Джумалиевна.

Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Консультация для педагогов на тему: Развитие речевого дыхания у дошкольников. Подготовила учитель-логопед: Мурадханова Луиза Джумалиевна.

Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников»Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Формирование правильного речевого дыхания у детейФормирование правильного речевого дыхания у детей Не секрет, что источником произношения звуков является воздушная струя, которая проходит через гортань из легких и проходящая через полость.

Способы развития речевого дыхания у дошкольниковСпособы развития речевого дыхания у дошкольников Речь - это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей.

Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников В этой статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также представлен опыт использования инновационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 20:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мещерякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД