эльвира кузнецова
Формирование речемыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР с использованием игр с кинетическим песком
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье предлагается использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья новый материал – кинетический песок. Предлагается обогатить практику работы учителей-дефектологов заданиями с использованием кинетического песка с целью развития психомоторных и сенсорных процессов у дошкольников.
Публикация «Формирование речемыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР с использованием игр с кинетическим песком» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Игры для детей
- Игры с песком
- Кинетический песок
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Условия Крайнего Севера заставляют педагогов обращать особое внимание на обогащение сенсорного опыта дошкольников, и в особенности, дошкольников с ОВЗ. Современное общество осознаёт необходимость реализации идей инклюзивного образования детей с ОВЗ, учитывающую степень тяжести их дефекта, состояние здоровья и индивидуально-типологические особенности.
Песочная терапия – один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем ребёнка с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями в развитии. Кинетический песок – новый материал, который позволяет в процессе образовательной деятельности использовать различные анализаторы ребёнка (полисенсорное воздействие, что помогаает добиваться наиболее полного и прочного усвоения знаний, умений и навыков. В ходе совместной деятельности детей с педагогом происходит развитие речемыслительной деятельности. У детей с ОВЗ (и в частности, с ЗПР) игры с песком позволяют :
• вызывать и поддерживать познавательную активность ребёнка;
• формировать произвольную регуляцию деятельности;
• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• формировать зрительно-пространственную ориентировку, осваивать трёхмерное пространство;
• развивать высшие психические функции;
• формировать различные стороны речевой деятельности;
• подготовить ребёнка к обучению в школе.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Игры с песком я использую на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях. Они могут применяться в начале занятия для вызывания интереса и активации деятельности ребёнка, и также могут использоваться как ведущий метод коррекционной работы в течение всего занятия. Традиционные игры, используемые в коррекционной работе, можно с успехом перенести в песочницу, или дополнить их заданиями с песком. Это вносит разнообразие в работу и поддерживает интерес и работоспособность ребёнка. Также ребёнку в ходе игры предлагается рассказать о своих действиях, описать свои ощущения: таким образом, формируется опыт рефлексии, понимания себя. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, стараюсь поддерживать его речевую активность и познавательный интерес.
Использование игр с кинетическим песком позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ, способствует формированию речемыслительной деятельности.
Использование игр с песком на занятиях
Занятия Направления работы и виды заданий
Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия Регуляция мышечного напряжения и расслабления: «Песочный дождь», «Нарисуй следы».
Развитие тактильной чувствительности: «Подземные жители», «Песочные цветы», «Куличики», «Прятки», «Покорми детёнышей».
Формирование навыков владения ножом, скалкой: «Готовим угощение».
Занятия по развитию элементарных математических представлений Формирование сенсорных эталонов : «Дорисуй фигуру», «Подбери по цвету», «Чья башня выше?».
Формирование количественных представлений: «Магазин», «Готовим угощение», «Сравни, где больше?».
Обучение порядковому счё ту: «Учимся считать», «Продолжи узор», «Посчитай».
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Формирование связных высказываний по результатам практической деятельности : «Город»,
«Угадай что спрятано в песке», «Расскажи сказку», «Путешествие», «Я мечтаю».
Занятия по звуковой культуре речи Выработка длительного направленного выдоха: «Гольф», «Забей мяч в ворота», «Сдуй игрушку».
Развитие артикуляционной моторики: «Блинчик», «Толстяки – худышки».
Формировние фонематического восприятия: «Назови звук», «Подбери картинку»
Занятия по обучению грамоте Формирование графомоторных навыков, закрепление графических образов букв: «Рисуем на песке», «Превращение букв», «Угадай по губам», «Подбери букву», «Составь слово».
Ребёнок рисует пальцем или небольшим приспособлением (счётной палочкой, палочкой от мороженого, карандашом) по песку.
Задания по изображению на песке слоговых схем слов, схем предложений. Ребёнок лепит буквы из песка, определяет найденную букву на ощупь.
Литература
1. Ястребова А. Ю., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М., 2001. – 121с.
2. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. – ж. «Логопед» для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
3. Толстова Н. В., Потеева А. Ю. Игры с кинетическим песком в практике логопеда. - ж. «Логопед» 2016, №5 (103) – 130с.