Галина Кнутова
Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственная ориентация является важным условием формирования знаний, умений и навыков, развития связной речи и мышления детей.
Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами в пространстве или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как величина, их протяженность (высокий- низкий, длинный-короткий, понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево - направо, о расстояниях (близко-далеко, об их отношениях (ближе - дальше, о местоположении (в середине, между). (слайд 2)
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности. (слайд 3)
Этапы формирования пространственных представлений : (слайд 4)
1. Освоение телесного пространства.
2. Освоение внешнего пространства.
3. Пространственные схемы и диктанты.
4. Конструирование и копирование.
На индивидуальных, подгрупповых занятиях широко использую дидактические игры и игровые упражнения.
- Дидактическая игра «Смотри, не ошибись» (слайд 5)
(проверка усвоения схемы тела)
Показать и назвать части тела (глаза, уши, руки, плечи, ноги).
Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до правого колена.
- Игра-приветствие «Здравствуй!» (слайд 6)
(Дети здороваются)
Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, правая нога!
Здравствуй, левая нога!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш
Дружный круг!
- Игровое упражнение «Паучок в паутине». (слайд 7)
Поле разделено на клеточки с помощью ниток. Задание: посадить паучка на клеточку в первом ряду – третья слева. Но сначала необходимо определить количество рядов, понимает ли ребёнок понятия «справа», «слева». В этом упражнении формируется понятие «клетка», что является предпосылкой к работе в тетрадях в клеточку.
- Игровое упражнение «Геометрическая мозаика». (слайд 8)
Для игры потребуется чистый лист бумаги формата А-4 и набор геометрических фигур.
Задание: разложи на верхней части листа столько кругов, сколько раз я стукну молоточком. На правую часть листа столько же треугольников, на нижнюю часть листа положи на 2 квадрата меньше, чем треугольников, на левую часть листа столько овалов, сколько квадратов. В этом упражнении закрепляется знание геометрических фигур, навыки отсчёта предметов, вычислительные операции.
- Рисование «Разноцветный домик». (слайд 9)
Дети очень любят рисовать красками, гуашью. Это можно использовать и для развития навыков пространственной ориентации. Для этого надо приготовить разноцветную гуашь, домик, разделённый на 9 окошек.
Задание раскрасить окошки: в верхнем ряду слева направо – жёлтым, синим, красным цветом; под жёлтым - синим цветом, под красным – оранжевым, между синим и оранжевым – розовым, слева от фиолетового – коричневым, справа от фиолетового – чёрным. Таким образом закрепляется знание цвета, понятий «слева», «справа», «между», «под». Для усложнения можно предложить другое задание, где закрепляются понятия «правый нижний угол», «левый верхний угол» и т. д.
- В своей работе так же использую иллюстрационный материал из пособия «Вправо-влево, вверх-вниз» из серии «Умные книжки» для детей 5-6 лет. (слайд 10)
Уточнение понятия «ряд» (слайд 11)
1. Назови, кто первый тянул репку.
2. Кто второй?
3. Кто третий?
4. Кто последний?
5. Кто между внучкой и кошкой? И т. д.
- Дидактическая игра «Новоселье» (слайд 12)
Внизу будут жить лягушка – квакушка, мышка –норушка, причём окошко лягушки слева, а мышки – справа.
На верху - зайчик – побегайчик, лисичка сестричка, причём зайчик – слева, а лисичка – справа от зайчика.
На самом верху поселится волк-зубами щелк.
Из какой сказки мы заселили героев (теремок).
Кого из героев сказки не хватает? (медведя)
- Усвоение пространственных предлогов (по схемам) (слайд 13)
- Упражнение «Собери картинку» (слайд 14)
- Дидактическая игра «куда пойдешь, что найдешь»
Педагог в отсутствии детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа).
Пройдите 5 шагов вперед, поверните налево и сделайте 3 шага….
И т. д.
Благодарю за внимание.