Лучший педагог года

Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности

Ольга Ким
Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности
▼ Скачать +Заказ

Ольга Сунгуновна Ким

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его потребностей и возрастных особенностей. В процессе разнообразных видов деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших новообразований старшего дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения.

Публикация «Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности» размещена в разделах

В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.

В исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению.

Развитие произвольности, считал Л. В. Выготский, одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование произвольных качеств. Поэтому поиск путей эффективности произвольности у детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.

Благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, продуктивная деятельность способствует осмыслению понятий социальной действительности, которая передается в эмоционально-творческие переживания данной действительности.

Вопросы эстетического воспитания дошкольников освещены в трудах Н. П. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Б. Т. Лихачева, Л. В Сакулиной, Л. В. Тодорова, Е. А. Флериной, В. Н. Щацкой. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблеме психологии творчества (Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Ф. Лосев, А. В. Петровский, А. И. Савенков, Л. Г. Савенкова, Т. Я. Шпикалова).

С целью изучения формирования произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ СОШ № 1 «Детский сад № 4 Сказка» г. Анива. В нем принимало участие 32 человека в возрасте от 5 до 6 лет. Среди испытуемых 14 мальчиков, 20 девочек.

Полагаясь на теоретический анализ литературы, мы предполагаем, что процесс формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста станет эффективным, если с детьми систематически и методически правильно использовать средства продуктивной деятельности (ИЗО, лепка, аппликация).

При исследовании были использованы следующие методы и методики: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы; включенное наблюдения; методика изучения произвольного поведения [Рыбалко, С. 443]; метод математической статистики: t-критерий Стьюдента, Т – критерий Вилкоксона.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования, мы выяснили, что уровень произвольного поведения изменился, дети плавно перешли со среднего балла на высокий балл, некоторые остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе. Высокий уровень произвольного поведения набрали у 8 дошкольников (50%). Средний уровень определен у 6 дошкольников (38%). Низкий уровень произвольного поведения у 2 дошкольников (12%).

Чтобы убедиться, что наша исследовательская работа прошла успешно, на основе полученных результатов сравним показатели уровня произвольного поведения экспериментальной группы на констатирующем и на заключительном этапе, для этого используем Т-критерий Вилкоксона для исследования сдвига.

Можно сказать, что различия между значениями произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и заключительном этапе исследования оказались статистически значимыми, так как в экспериментальной группе произошли существенные изменения.

Данные, полученные в результате психолого-педагогического эксперимента, свидетельствуют о том, что гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.

Результаты заключительного этапа эксперимента показали, что целенаправленная работа по использованию средств продуктивной деятельности в образовательном процессе дошкольного учреждения оказало влияние на уровень произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. /А. Адлер. – М., 1995.

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. /Л. И. Божович. – М., 1995..

3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности форсирования личности в детстве. /Г. М. Бреслав. – М., 1990.

5. Богатеева, З. А. Занятия аппликации в детском саду. /З. А. Богатеева. - М., 1988г.

6. Болотина, Л. Р., Комарова, Т. С., Баранов, С. П. «Дошкольная педагогика», - Учебное пособие для студентов /Л. Р. Болотина. - М, Изд. центр «Академия», 1998г.

7. Буре, Р. З., Островская, Л. Ф. Воспитатель и дети. /Р. З. Буре. - М. ,1985.

8. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 1998.

9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. / Л. С. Выготский. – М., 1982.

10. Васильева, М., Юнг, Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. 2006. - № 2.

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством образовательной продуктивной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством образовательной продуктивной деятельности Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий «Безопасность дошкольника через игровые технологии» Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на дороге посредством использования игрового макета улицыФормирование навыков безопасного поведения дошкольников на дороге посредством использования игрового макета улицы Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно - транспортных.

Экологическое воспитание дошкольника посредством театрализованной деятельности Конспект выступления на V межрегиональном фестивале экологического воспитания детей и молодежи «Я живу на красивой планете» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ.

Обобщенный педагогический опыт «Формирование мелкой моторики посредством продуктивной творческой деятельности детей» Идея опыта: «Развивать мелкую моторику детей используя техники пластилинографии, оригами, изонити». ИПМ 1. Сведения об авторе: ФИО: Тютерева.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД» Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного.

Консультация «Влияние продуктивной деятельности на ребенка-дошкольника» Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития.

Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста. Творческая мастерская «Одаренный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности
Опубликовано: 21 января 2018 в 12:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ким в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД