Ольга Ким
Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Сунгуновна Ким
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его потребностей и возрастных особенностей. В процессе разнообразных видов деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших новообразований старшего дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения.
Публикация «Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности» размещена в разделах
В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.
В исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению.
Развитие произвольности, считал Л. В. Выготский, одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование произвольных качеств. Поэтому поиск путей эффективности произвольности у детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, продуктивная деятельность способствует осмыслению понятий социальной действительности, которая передается в эмоционально-творческие переживания данной действительности.
Вопросы эстетического воспитания дошкольников освещены в трудах Н. П. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Б. Т. Лихачева, Л. В Сакулиной, Л. В. Тодорова, Е. А. Флериной, В. Н. Щацкой. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблеме психологии творчества (Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Ф. Лосев, А. В. Петровский, А. И. Савенков, Л. Г. Савенкова, Т. Я. Шпикалова).
С целью изучения формирования произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ СОШ № 1 «Детский сад № 4 Сказка» г. Анива. В нем принимало участие 32 человека в возрасте от 5 до 6 лет. Среди испытуемых 14 мальчиков, 20 девочек.
Полагаясь на теоретический анализ литературы, мы предполагаем, что процесс формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста станет эффективным, если с детьми систематически и методически правильно использовать средства продуктивной деятельности (ИЗО, лепка, аппликация).
При исследовании были использованы следующие методы и методики: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы; включенное наблюдения; методика изучения произвольного поведения [Рыбалко, С. 443]; метод математической статистики: t-критерий Стьюдента, Т – критерий Вилкоксона.
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования, мы выяснили, что уровень произвольного поведения изменился, дети плавно перешли со среднего балла на высокий балл, некоторые остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе. Высокий уровень произвольного поведения набрали у 8 дошкольников (50%). Средний уровень определен у 6 дошкольников (38%). Низкий уровень произвольного поведения у 2 дошкольников (12%).
Чтобы убедиться, что наша исследовательская работа прошла успешно, на основе полученных результатов сравним показатели уровня произвольного поведения экспериментальной группы на констатирующем и на заключительном этапе, для этого используем Т-критерий Вилкоксона для исследования сдвига.
Можно сказать, что различия между значениями произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и заключительном этапе исследования оказались статистически значимыми, так как в экспериментальной группе произошли существенные изменения.
Данные, полученные в результате психолого-педагогического эксперимента, свидетельствуют о том, что гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.
Результаты заключительного этапа эксперимента показали, что целенаправленная работа по использованию средств продуктивной деятельности в образовательном процессе дошкольного учреждения оказало влияние на уровень произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. /А. Адлер. – М., 1995.
2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. /Л. И. Божович. – М., 1995..
3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности форсирования личности в детстве. /Г. М. Бреслав. – М., 1990.
5. Богатеева, З. А. Занятия аппликации в детском саду. /З. А. Богатеева. - М., 1988г.
6. Болотина, Л. Р., Комарова, Т. С., Баранов, С. П. «Дошкольная педагогика», - Учебное пособие для студентов /Л. Р. Болотина. - М, Изд. центр «Академия», 1998г.
7. Буре, Р. З., Островская, Л. Ф. Воспитатель и дети. /Р. З. Буре. - М. ,1985.
8. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 1998.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. / Л. С. Выготский. – М., 1982.
10. Васильева, М., Юнг, Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. 2006. - № 2.