Ольга Тютерева
Обобщенный педагогический опыт «Формирование мелкой моторики посредством продуктивной творческой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Идея опыта : «Развивать мелкую моторику детей используя техники пластилинографии, оригами, изонити».
ИПМ 1. Сведения об авторе:
ФИО: Тютерева Ольга Владимировна
Образование: среднее - профессиональное
Название (полное) учебного заведения, год его окончания:
Норильское педагогическое училище, 2000г.
Специальность: воспитатель в дошкольном учреждении
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 17»
Должность: воспитатель.
Введение
Публикация «Обобщенный педагогический опыт „Формирование мелкой моторики посредством продуктивной творческой деятельности детей“» размещена в разделах
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. И в наше время я считаю ее не менее актуальной. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение определенных задач, одной из которых является «создание благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием разностороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью речи взрослый может наиболее полно передать ребенку опыт, накопленный человечеством. Именно поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- личный интерес к проблеме. Я – как человек имеющий творческий потенциал, интересуясь новыми методами и разнообразными нестандартными техниками работы с детьми – заинтересовалась новыми и нетрадиционными методиками по развитию мелкой моторики и творческой деятельности детей используя привычные материалы: пластилин, бумага и нить;
- В МБДОУ – где я работаю, имеются все необходимые условия для реализации моего опыта, а также необходимая методическая база и оборудование;
- изучение методической литературы и умение пользоваться интернетом дает большую методическую базу (новые методики, нетрадиционные виды работы с пластилином, бумагой и нитью) и хороший дидактический материал.
Опыт сложился в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 17»
ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит это, другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, играть, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в входе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Необходимо сказать, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.
Как же помочь ребенку разработать свои пальчики. Работая в тесном контакте с детьми, развиваю мелкую моторику рук, используя разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приемы.
В период адаптации к детскому саду незаменимыми помощниками в моей работе являются различные пальчиковые игры, народные потешки, игрушки разной фактуры. В дальнейшем - продуктивные виды деятельности : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Они приносят детям много радости. Создавая свои шедевры ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку продуктивная деятельность является прекрасным способом развития моторики и источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.
Изучив специальную литературу, определила тему по самообразованию «Формирование мелкой моторики рук посредством творческой деятельности детей» и начала работу по накоплению опыта, практического материала.
ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по творческой (продуктивной) деятельности весьма актуальна, так как именно данная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
ИПМ 5. Новизна опыта.
Новизна опыта состоит :
• в развитии у детей-дошкольников мелкой моторики задолго до поступления в школу (работа начинается с раннего возраста, при поступлении ребенка в детский сад).
• в умении использовать имеющийся материал, программы по данной проблеме, новые современные разработки.
• в разработке педагогической диагностики, учебно-методических пособий, дидактических игр и конспектов занятий по теме опыта;
• в разработке календарно-тематическое планирование занятий по совместной работе с детьми по пластилинографии, оригами и изонити.
В работе с детьми я использую:
игры с фантиками и бумагой (сминание, распрямление листа бумаги);
игры с нитками разной фактуры и размера (выкладывание фигур и узоров из нитей, сортировка нитей);
игры с пластилиновыми шариками;
застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
всевозможные шнуровки;
нанизывание колец на тесьму;
игры с мозаикой;
сортировка мозаики по ячейкам;
игры с конструктором;
перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха);
перебирание крышек от пластиковых бутылок (по цвету, по форме).
Мною подготовлены:
перспективный план совместной работы с детьми в младшей и средней группе по пластилинографии;
перспективный план совместной работы с детьми в старшем дошкольном возрасте по оригами;
цикл занятий по знакомству с техникой Изонить;
игры, развивающие координацию движений и мелкую моторику рук;
игры со счетными палочками;
картотека пальчиковой гимнастики.
ИПМ. 6. Адресная направленность.
Опыт может быть использован как педагогами ДОУ в работе с детьми разного возраста, так и другими специалистами (логопедами, психологами, инструкторами по физической культуре).
Назначение опыта - помочь педагогам системно донести до детей знания и развивать умения и навыки.
ИПМ 7. Трудоемкость опыта.
Опыт требует от педагога :
- постоянного совершенствования профессионального мастерства;
- изучения учебно-методических пособий и программ по заявленной проблеме, изготовления практического материала и пособий для занятий с детьми;
- умения создавать оптимальные условия для развития мелкой моторики и развития творчества детей в условиях ДОУ;
- умения сделать творческий режим работы обычным состоянием педагогов.
ИПМ 8. Технология опыта.
Определив тему опыта, его основную идею, я наметила следующие задачи:
- развивать интерес к творческой деятельности;
- развивать у детей чувственно-двигательное представление о результатах своих действий, умение сосредотачиваться на задании и вызываю желание достигнуть хорошего результата;
- формировать у детей навыки творческой работы (с пластилином, бумагой, нитью).
-учить детей согласовывать движения с речью и действовать по определенному правилу;
- способствовать развитию у детей желания использовать полученные умения и знания в повседневной жизни, на занятиях, в играх.
Работая по данной теме, изучив методическую литературу, программы, пришла к выводу о необходимости использования игр, упражнений как в повседневной жизни, так и на занятиях по ИЗО, лепке, аппликации, развитию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, а также на музыкальных и физкультурных занятиях.
Исходя из этого, подготовила для работы с детьми практический и дидактический материал:
- перспективное планирование занятий по оригами и пластилинографии;
- цикл занятий по знакомству с техникой Изонить;
- игры со шнурками, с пуговицами, игры с мелкими предметами, пластилином, мозаикой, прищепками, спичками, «сухой бассейн»;
Также мною подготовлен материал по разучиванию стихотворений для развития мелкой и общей моторики :
- «Речь с движением»;
- выполнение фигурок из пальцев;
- упражнения «Театр пальчиков и языка.»
Изучая практическую и дополнительную литературу, заинтересовалась изготовлением поделок из пластилина, ИЗО нить, модульное оригами, что было успешно использовано и применено мною в работе с детьми как на занятиях так и в свободное время. Вместе с детьми изготовлены красивые поделки, панно, подарки для родителей, что не оставило равнодушными не персонал ДОУ, не родителей, которые проявили живой интерес к занятиям и активное участие в процессе. Вообще, взаимодействие с родителями - это еще одна важнейшая составляющая в работе по воспитанию детей. В процессе работы я проводила консультации и беседы для родителей, выступала на родительских собраниях по следующим темам: «Влияние мелкой моторики на речь и развитие ребенка», «Готовим руку ребенка к школе», «Значение развития мелкой моторики», «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Развитие руки просто, интересно,эффективно». Также мною подготовлены папки-раскладушки: «Пальчиковые игры», оформлены стенды : «Познаем играя», «Значение развития мелкой моторики».Были организованы совместные выставки с родителями.
Провожу развлечения с детьми: теневой, кукольный, пальчиковый театр, бытовые сценки.
Кроме того, выступаю на советах педагогов с консультациями по темам:
"Развитие тонких движений пальцев рук через пластилинографию", "Расскажи стихи руками", "Развиваем руки - чтобы красиво писать и красиво рисовать".
Анализируя результаты работы с детьми, а также работы детей надо отметить, что занятия пластилинографией, оригами и изонитью не только знакомят детей с формой, свойствами предметов, а так же развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию творчества детей. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.
• ИПМ 9. Результативность опыта.
Итог проведенной мною работы я считаю довольно успешным. Дети получили в доступной форме все необходимые для них умения, стали более раскрепощенными, занятия по пластилинографиии, оригамми и изонити положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.
Итоги диагностирования показали, что в процессе обучения детей уровень их знаний и умений повысился в сравнении с первоначальным этапом:
Год
месяц
детей с уровнем (%)
высоким средним низким
2014-2015 сентябрь
18
64
18
май
73
27 -
2015-2016
сентябрь - 64 36
май 64 36 -
2016-2017
сентябрь - 45 55
май 55 45 -
И самое главное, дети получили положительные эмоции, научились поддерживать диалог с взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, анализировать и рассуждать, использовать нетрадиционные способы рисования, природный материал, использовать полученные знания в повседневной жизни, на занятиях, развлечениях.
Проведенная мною работа с детьми по развитию мелкой и общей моторики является лишь частью большой и интересной практической деятельности. В перспективе я планирую продолжить разработку конспектов по данной теме, совершенствовать диагностирование, ввести в практику ДОУ диагностику детей старшего дошкольного возраста по готовности руки к письму.
Своей работой я увлечена, люблю ее, люблю детей, придерживаюсь принципа «от простого к сложному», постепенность, умеренность, никакой гонки:
Мое правило:
Если плохо - то не надо!
Если делать – то с умом!
В каждом деле есть отрада!
А успех - в тебе в самом!
Я считаю, что чем богаче и интереснее жизнь детей в детском саду, чем разнообразнее занятия, тем больше положительных эмоций испытывают дети. А воспитателю ничего и не надо – только радость в детских глазах.