Аида Исрафилова
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Безопасность дошкольника через игровые технологии»
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий» размещена в разделах
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.
Я в своем выступлении хочу рассказать о: «Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».
Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.
Игры дают возможность:
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
• учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. (Слайд 2)
В первую очередь я конечно же использую дидактические игры, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность дидактических игр.
Дидактическую игру я советую использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, е правилам и действиям. Дети с удовольствием играют в игры из серии «Как избежать неприятностей», «Если возник пожар», в дидактические игры с использованием загадок: «Загадай – мы отгадаем». Для того, чтобы этот интерес не пропал нужно усложнять условия игры, расширять их вариативность, или на время просто убирать.
По разным разделам использую различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.
Во время игры «Электроприборы» дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности. В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Дети узнают, как уберечь себя от ожогов, о том, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, учатся оказывать первую помощь при ожогах.
Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы. А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения. (Слайд 3,4)
В процессе обучения детей основам безопасного поведения большую роль играют и настольно-печатные игры. Они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т. д. Например: игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение, слух» Формирует осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять сво здоровье и здоровье окружающих. Дети, играя в неё, показывают и сопровождают свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Игра «Как избежать неприятностей дома», закрепляет у представление, детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостерегает от несчастных случаев. (Слайд 5,6,7)
Постоянно в своей работе использую и словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создатся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например: «Загадай, мы отгадаем», цель этой игры: учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребнка, заботиться о свом здоровье и здоровье окружающих. Игра «Что делать?», учит детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
Например, играя в игру «Незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых.
В игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери.
В игровой ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них.
В игре «Весёлый жезл» дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление. (Слайд 9)
В игровой викторине «В стране дорожных знаков» мы с ребятами закрепили знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков.
Игра «Подкуп» помогает дошкольнику понять, что предлагаемые незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу.
По подобной методике с дошкольниками так же провожу игры на другие темы: «Если потерялся»; «Дорога домой»; «Защита»; «Опасность» (действия в случае пожара и других ЧП, знание телефонов служб 01, 02, 03, 04) и т. д.
Такие игры могут вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов. Обеспечивают активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде. Можно с помощью этих игр ребенок понимает, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. В общении с детьми постоянно использую и закрепляю такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».
Очень детям нравиться играть и в конструктивные игры, где дети занимаются строительством и тут же повторяют правила безопасности. «Построй дорогу», «Строительство моей улицы», «Дорога домой» (Слайд 10)
Часто в повседневной деятельности моделирую такие ситуации как : «дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать», «подай ножницы правильно», «нашел таблетку в группе, твои действия». Моделирование ситуаций дает ребенку применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. В младших группах можно предложить элементарные проблемные ситуации. В своей же старшей группе мы учимся составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона. Ребята учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками».
Дети рисуют карты по подгруппам, а потом проверяют правильность нанесения красных кружочков друг у друга.
Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: в игровой ситуации «К нам в гости приехал Вини-Пух», ребята рассказывают ему об основах безопасности в группе, на участке? И помочь Вини-Пуху стараются даже те дети, которые в непосредственно- образовательной деятельности по теме: «Безопасность в группе и на участке» показали минимальные знания.
Для повышения эмоциональной активности детей в своей работе я также использую игры-драматизации, которые включаю в свободную деятельность, после прочтения художественных произведений, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности это такие как, «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Красная шапочка», «Кот лиса и петух») и др.
Театрализованные игры, проводимые с детьми, выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех основных целей : развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей. (Слайд 11,12)
Играя в сюжетно ролевую игру «Школа», вместе с детьми рассматриваем иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняем, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учимся разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность и как правильно реагировать в таких случаях. Рассматриваем плакаты «Дорожные знаки», «Правила поведения при пожаре», «Природа и человек», после просмотра ребята самостоятельно делают выводы о том, что обязательно нужно знать дорожные знаки, соблюдать правила поведения при пожаре, никогда не разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных. (Слайд 13)
Очень нравиться детям играть в игру «Я учитель» в процессе которой они друг другу демонстрируют серии картинок о безопасном поведении на дорогах, о поведении зимой на улице, о пожароопасных предметах, о том как себя вести в случае пожара, о профессии пожарных и т. д. (Слайд14)
Формируя знания своих детей по данной теме, использую экскурсии, где в форме игры ребята пополняют свои знания, а впечатления от этих экскурсий остается на долгое время.
Все мы знаем что, для того чтобы игры повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению его в группе должна быть правильно организованная предметно-развивающая среда.
Для использования игр как средств формирования основ безопасного поведения дошкольника в своей группе мною были созданы:
- Уголок безопасности, который содержит материалы:
практический: макет улицы с дорожными знаками, игрушки- машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
наглядный: серии картинок на тему: «Один дома», «Грибы», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ.
- Игротека, которая включает в себя:
дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди пару» и др.
развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей», «Валеология или здоровый малыш», «Зубы, зрение, слух» и др.
- Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
В заключении хочу сказать, используя игру как средство формирования основ безопасного поведения дошкольника, наша с вами задача заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.