Алёна Кравченко
Формирование профессионально-педагогического имиджа как педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование профессионально-педагогического имиджа как педагогическая проблема
УДК: 37.013.42
студентка группы 61-зМвО Кравченко Алена Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Публикация «Формирование профессионально-педагогического имиджа как педагогическая проблема» размещена в разделах
Аннотация. В статье проанализированы взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на понятие «имидж», определены основные аспекты проблемы формирования имиджа педагога, а также поставлен вопрос о необходимости формирования положительного педагогического имиджа у тех, кто выбрал для себя педагогическую профессию.
Ключевые слова: имидж, современный педагог, профессионально-педагогический имидж педагога, студенты.
Annotation. The article analyzes the views of domestic and foreign educators and psychologists on the concept of "image", the basic aspects of the problem of formation of the image of the teacher, but also raised the question of the necessity of forming a positive image of the teaching of those who chose a teaching career.
Keywords : image, modern teacher, professionally-pedagogical image of the teacher and students.
Введение. Одним из приоритетных направлений государственной политики по развитию образования является подготовка квалифицированных кадров, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению научных и информационных технологий, конкурентоспособных на рынке труда. Решить эти сложные задачи может только новое поколение педагогов-профессионалов, призванных развивать свои профессиональные способности. При таких условиях возникает необходимость формирования нового стиля социального поведения педагога, соответствующей задачам развития общества, что, в свою очередь, мотивирует раскрытие проблемы, связанной с формированием имиджа и актуализирует необходимость ее изучения.
Анализ последних исследований и публикаций. Отдельные аспекты проблемы формирования профессионального имиджа педагога были освещены учеными, которые исследовали: психологию индивидуальности (Б. Ананьев, В. Мерлин, С. Рубинштейн); особенности становления «Я-концепции» личности (Р. Бернс, А. Маслоу) специфику восприятия человека человеком и социальной перцепции (Л. Божович, Л. Выготский, Б. Ломов) концептуальные основы и практический инструментарий имиджелогии (П. Берд, Л. Браун, Ф. Джефкинс, А. Панасюк, В. Шепель) сущность профессионального имиджа специалиста и особенности его эффективной самопрезентации (И. Алехина, Ф. Кузин, Д. Фрэнсис) формирования педагогического имиджа и «профессионального Я-образа» преподавателя высшей школы (Н. Гузий, А. Морозов, С. Панчук, А. Чебыкин) закономерности становления педагогического мастерства образовательных кадров и формирования профессионально важных качеств будущих преподавателей (И. Зязюн, Н. Кузьмина, А. Макаренко, В. Сухомлинский).
Формулировка цели статьи. Освещение и раскрытие сущности понятия «профессионально-педагогический имидж педагога», теоретические основы его формирования.
Изложение основного материала. Понятие «имидж» в последние годы активно вошло в словарь современного человека. Имидж – общий механизм личности, ориентированный на деятельность, представляет собой фундаментальную морфему психологической активности. Он содержит целенаправленный образ, призванный осуществить определенный психолого-педагогическое воздействие на человека. Если говорить о педагогическом имидж, то такой образ создается в соответствии с представлениями педагога об идеальной манеру профессиональной деятельности, общения, внешнего вида и активно влияет на формирование профессионально-педагогической культуры. Он требует от педагога подбора индивидуального собственного стиля работы и овладение специальными технологиями самопрезентации. В созданном имидже освещаются наиболее яркие черты личности преподавателя, его внутренний мир.
Итак, имидж – это своеобразная, закрепленная в образах, символах и нормах, программа социального поведения человека [5]. Имидж человека определенной профессии (в нашем случае – педагогической) концентрирует в себе все важнейшие профессиональные характеристики, которые представляются через внешний вид и профессиональные качества. Имидж, или «образ» педагога, как образца для подражания студентами, формируется постепенно, охватывая и внутренние, и внешние качества человека. Имидж является своеобразным приемом воздействия на личность, способом саморегулирования и самовнушения, важнейшим элементом подготовки к профессиональной деятельности, необходимый атрибут различных достижений. От него во многом зависит вся дальнейшая деятельность человека.
При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписывает ему окружения. Имидж охватывает внешность, манеру одеваться, стиль общения, поведения, мышления. Иначе говоря, это искусство «управлять впечатлениями».
Таким образом, понятие «имидж» интерпретируется по-разному. Так, например, профессиональный педагогический имидж педагога можно рассматривать как форму самовыражения индивидуального целостного образа личности как реализатора потребностей микро- и макросоциума в образовательных услугах, по которой выражаются его наиболее существенные деловые и личностные качества, социальная роль в образовательной деятельности по оптимизации обучения и воспитания студентов.
В педагогическом наследии прошлого также существует много примеров того, каким должен быть педагог, описываются требования к его личности. Так, например, И. Песталоцци считал, что педагогом должен быть не просто образованный человек, подготовлена к тому, чтобы передавать детям свои знания. Он, прежде всего, искренне любить свою работу, строить обучение и воспитание на основе знаний о физических и психических особенностях студентов, неизменно проявлять в своей деятельности педагогический такт. Высоко ценил Песталоцци в педагогу такие черты, как сообразительность, жизнерадостность и непосредственность, скромность, нравственную чистоту. Именно эти качества педагога способны помочь ему завоевать симпатии студентов, войти с ними в тесное общение, заслуженно пользоваться их любовью и уважением. И только при таких условиях педагог сможет всем своим видом и поведением служить достойным примером для молодежи [4].
Образ идеального педагога изображено и в произведениях В. Сухомлинского, который обобщил все требования к целостной модели личности и сформулировал сто советов учителю школы. Он раскрыл понятие «хороший педагог» как человека, который любит студентов и чувствует радость от общения с ними, умеет дружить и верит, что каждый человек способен стать хорошей. Особое внимание он обращал на внутреннюю культуру и этику поведения и общения педагога [2].
Итак, мы видим, что понятие имиджа педагога очень широкое и многогранное: его исследовали не только педагоги современности, но и выдающиеся фигуры, которые заложили основы всей педагогической науки.
В педагогике понятие имиджа определяется как сочетание внешних и внутренних составляющих личности. Эти характеристики обусловили появление таких типов имиджей : самоимидж – восприятие личностью себя; имидж, который воспринимается другими; желаемый имидж. Последний делится на личностный или индивидуальный и профессиональный, что бывает положительным и отрицательным. Указанная типология отражает взгляд на имидж с разных позиций : своего «я», восприятия другими, желаний и реалий.
И. Кристунова предлагает рассматривать понятие «педагогического имиджа» как многозначное категорию, характеризующую стиль профессионально-педагогической деятельности, манеру общения, умение индивидуализировать свой образ, предоставлять ему эстетической выразительности. Общество предъявляет требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, учащихся, студентов; высокий профессионализм, доброжелательность, искренность, умение общаться [3].
Имидж, в любом случае, – результат сознательной работы. Особенно он касается ситуации, где он является частью профессионального успеха. Профессия педагога требует создания имиджа и через потребности рыночной экономики. Уже недостаточно быть просто профессионалом. Личный имидж педагога является важным дополнением или необходимым условием его эффективной деятельности.
По мнению А. Колюжного формировать свой имидж педагогу необходимо значительно тщательнее, чем специалистам других профессий том, что именно педагоги формируют имидж своих воспитанников, и являются их образцами, потому что он для них – эталонная модель. Каждый педагог должен быть яркой личностью, потому что он должен заинтересовывать студентов, развивать интерес к своему предмету [2].
Выводы. Имидж педагога является проекцией его личности и характеризуется наличием собственного стиля и суммой индивидуальных характеристик, которые делают его неповторимым. Личность имеет свои позиции, свое ярко выраженное отношение к жизни, мировоззрение, к которому она пришла на основе большого сознательной работы.
Положительный имидж, в первую очередь, зависит от внутренней сущности человека: системы ценностей, убеждений, позиций, которые проявляются и во внешнем виде. Такой личности присущи собственное достоинство, самоуважение, ответственность за себя и будущее, высокая профессиональная самооценка, потребность в самореализации, гибкость в поиске творческих альтернатив в процессе обучения.
Таким образом, актуальным и целесообразным является необходимость разработки системы работы по формированию положительного педагогического имиджа, повышения существующей системы развития педагогического мастерства к более совершенному уровня через создание механизма формирования устойчивого целостного образа педагога (педагогического имиджа, который обеспечит оптимальные условия для гармоничного развития профессионала.
Литература:
1. Калюжный А. А. Особенности построения профессионального имиджа / А. А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – № 3 (19). – М., ГУУ, 2009. – С. 59-63.
2. Калюжный А. А. Педагогическая имиджелогия / А. А. Калюжный. – Алматы, 2009. – 136 с.
3. Кристунова И. Создай свои имидж / И. Кристунова. – СПБ., 2007. – 192 с.
4. Новокшонова М. Имидж педагога : знания, опыт, мастерство / М. Новокшонова // Учитель. – 2009. – № 3. – С. 22-27.
5. Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь / А. Ю. Панасюк. – М. : Рипол Классик, 2007. – 102 с.
Контакты издательства:
Гуманитарно-педагогическая академия (г. Ялта)
Редакционно-издательский отдел
ул. Севастопольская, 2 а
Ялта
Республика Крым
298650
viza_1986@ukr.net