Людмила Лаврова Людмила Васильевна
Эссе учителя профессионально-трудового обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Лаврова Людмила Васильевна, учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело) ГК ОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1. Имею высшее образование: окончила в 1974 году Киргиз-ский государственный университет имени 50- летия СССР, по специально-сти «география», квалификация «Географ. Учитель географии», в 2012 году прошла переподготовку в НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», 508 аудиторных часов.
Моё педагогическое кредо:
Темочки:
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое граж-данское чувство – созидания материальных благ, без которых невоз-можна жизнь человека».
В. А. Сухомлинский
В основе моей педагогической концепции лежит развивающее обуче-ние с направленностью на развитие творческой активности и навыков са-мостоятельной деятельности детей с ограниченными возможностями здо-ровья.
Тенденция к росту числа лиц (особенно детей) с физическими и (или) психическими недостатками характерна для всей современной ци-вилизации.
Современная система специального коррекционного образования в России переживает сложный период своего обновления и модернизации, что актуализирует проблемы поиска новых идей, переосмысления принци-пов и подходов в обучении и воспитании лиц с отклонениями в развитии. Тенденция к росту числа лиц (особенно детей) с физическими и (или) пси-хическими недостатками характерна для всей современной цивилизации.
Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием - реализация конституционного права на образование.
Задачи:
- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;
- привитие необходимых бытовых и трудовых навыков;
- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;
- коррекция грубых нарушений психофизического развития; и таким образом, реабилитация этих детей в обществе.
Новые изменения в жизни общества изменяют и требования к целям, содержанию и образованию подготовки рабочих кадров в начальном профессиональном звене. Поэтому одна из главных задач профессиональ-ного обучения в эпоху рыночных отношений является не только формиро-вание прочных знаний, но и обеспечение условий для выработки у них са-мостоятельности, творческой компетентности и коммуникативности, чтобы в дальнейшей самостоятельной жизни обучающиеся с ограниченными воз-можностями здоровья могли адаптироваться в жизни.
Важнейшими задачами современной системы реабилитации и социа-лизации обучающихся данной категории является обеспечение комплекс-ности. Основная цель социально-реабилитационной работы — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития обучающего воспитанника, имеющего нарушения, и попытка максималь-ного раскрытия его потенциала для обучения.
Новочеркасская школа-интернат №1 является одним из лучших кор-рекционным образовательным учреждением в области, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие учащиеся имеют сни-женный уровень интеллекта и, как следствие, сниженный уровень обучае-мости. Часть детей воспитываются в неполных семьях, в том числе мало-обеспеченных. Некоторые родители в прошлом сами обучались в коррек-ционной школе.
Коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый соци-ум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии ока-зывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования.
Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена не-достатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педаго-гического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных по-ложительных результатов.
Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать са-мостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.
Уроки профессионально-трудового обучения создают наиболее бла-гоприятные условия для устранения недостатков познавательной деятель-ности. В преподавании швейного дела руководствуюсь требованиями гос-ударственного образовательного стандарта, задачами формирования кон-курентоспособной, свободно адаптирующейся личности.
Многолетний опыт работы подтверждает, что важнейшей составляю-щей педагогического процесса становится личностное взаимодействие пе-дагога с обучающимися. Осуществляется данный процесс с помощью со-временных педагогических технологий, таких как: здоровьесберегающие технологии, педагогическая мастерская и использование информационных коммуникативных технологий.
Поэтому задача учителя профессионально-трудового обучения за-ключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обу-словленными современным содержанием специального образования.
С этой целью используются общие принципы и правила коррекци-онной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого раз-нообразные средства (чередование умственной и практической деятельно-сти, преподнесение материала небольшими дозами, использование инте-ресного и красочного дидактического материала и средств наглядности, проведение производственной гимнастики).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятель-ность обучающихся, формирующих необходимые учебные умения и навы-ки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за ма-лейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ученику, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Профессионально-трудовое обучение создает особо благоприятные возможности для наиболее эффективного решения задач трудового воспи-тания, которое является важнейшим его средством и условием. При орга-низации обучения необходимо адаптировать содержание учебного мате-риала, изменяя способы подачи информации, выделяя в каждой теме базо-вый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцируя задания в зависимости от коррекционных задач, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Обучающему-ся воспитаннику с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.
Конкретные методические пути процесса трудового обучения могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практиче-ских и словесных средств обучения.
Для того чтобы успешно вести обучение детей с ОВЗ, привить им умение действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться сле-дующими требованиями:
- знать и изучать психофизические особенности обучающихся. Изу-чать мотивы их деятельности, использовать эти мотивы в организации дея-тельности;
- при обучении оперировать наглядным, доступным пониманию обу-чающегося воспитанника материалом;
- создавать для каждого подростка такие условия, которые способ-ствовали бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности;
- предлагать обучающимся воспитанникам посильные задания, спра-вившись с которыми он увидит результат своего труда.
Одним из недостатков в процессе трудового обучения является то, что мало внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у уча-щихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты работы показали, что большинство обучающихся не могут сразу вклю-читься в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень уверенно в трудовом коллективе.
Важная задача учителя - воспитание у обучающихся организацион-ных умений и навыков работы в мастерской. Обучающиеся воспитанники должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и вы-ходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам, пра-вильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место, и т. д. В дальнейшем эти умения и навыки должны за-крепляться как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятель-ному труду на производстве. Все разъяснения необходимо подкреплять показом и дальнейшими упражнениями.
Положительных результатов в деле развития трудовых умений и навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта можно достичь при соблюдении следующих основных требований:
1. Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением тру-довых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различ-ных инструкций, образца, рисунка, схем и т. д.). Это в свою очередь спо-собствует коррекции умственного развития обучающихся воспитанников с ОВЗ.
2. Проблема воспитания у обучающихся воспитанников самостоя-тельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к аб-страктному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять по-степенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам, схемам и т. п.
3. Профессиональное обучение можно и необходимо использовать для развития речи обучающихся с ОВЗ (словесный отчет - устный и пись-менный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего за-дания и т. д., что в свою очередь будет способствовать их умственному развитию.
Многолетний опыт работы показал, что наиболее эффективным явля-ется такой путь развития специальных трудовых умений и навыков у обу-чающихся с ОВЗ, когда формирование у них умения давать словесный от-чет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку, схеме и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся (образце, затем - на частично знакомом (полуфабрикате) и только после этого - на новом материале (изделии).