Алёна Кравченко
Алгоритм формирования имиджа педагогических работников
▼ Скачать + Заказать документы
УДК: 37.061
студентка группы 61-зМвО Кравченко Алена Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Аннотация. В статье проанализированы особенности педагогического моделирования процесса формирования профессионально-педагогического имиджа педагогических работников. Рассматриваются типы моделей и компоненты структурно-функциональной модели процесса формирования профессионально имиджа педагога.
Публикация «Алгоритм формирования имиджа педагогических работников» размещена в разделах
Ключевые слова: имидж, моделирование, профессионально-педагогический имидж педагога.
Annotation. The article analyzes the features of pedagogical modeling of the formation of professional pedagogical image of the teaching staff. We consider the types of models and components of structural and functional model of the formation of professional image of the teacher.
Keywords : image, modeling, professional pedagogical image of the teacher.
Введение. Осознание сложности и многокомпонентности процесса формирования профессионально-педагогического имиджа приводит к необходимости упрощенного представления и систематизации упомянутого процесса. Как известно, одним из наиболее эффективных путей в сфере педагогических исследований является педагогическое моделирование.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследователи в области педагогики широко используют метод моделирования в качестве средства создания упрощенной системы представления сложных процессов. Моделирование занимает почетное место рядом с такими методами познания, как наблюдение и эксперимент. Научное обоснование этого метода представлено в трудах В. Афанасьева, В. Веников, Б. Глинского, И. Новик, В. Штофф и других. Вопросы моделирования в педагогических исследованиях раскрываются в работах С. Архангельского, А. Зотова, Ю. Конаржевський, Н. Кузьминой. Поскольку этот метод является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, то есть использовать при изучении научного объекта методы эксперимента и строительства логических конструкций, научных абстракций.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является рассмотрение особенностей педагогического моделирования процесса формирования профессионального имиджа педагогических работников.
Изложение основного материала. Прогностическое педагогическое моделирование является одним из главных элементов системы формирования личности и педагогического проектирования. В. Загвязинський отмечает, что педагогическое моделирование – это отражение ведущих характеристик системы (оригинала) в специально построенном объекте (модели, который во многих аспектах проще оригинала и позволяет выявить то, что скрытое или не является имеющимся в оригинале благодаря сложности последнего [1].
Модель должна иметь много общего с оригиналом и открывать его новые характеристики и возможности улучшения. В качестве рабочего инструмента модель позволяет проанализировать внутреннюю структуру изучаемого объекта или процесса, систему факторов, влияющих на него, ресурсное обеспечение развития на основе выявления общих тенденций, а также внести определенные изменения в свойства структуры.
Следует отметить, что моделирование базируется на таком средстве как сравнение, как аналогия, что позволяет сделать вывод об эквивалентности двух объектов (прототипа и аналога). Таким образом, у исследователя возникает возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу [2].
Анализ процесса формирования профессионально-педагогического имиджа позволяет разработать структурно-функциональную модель изучаемого процесса. Модель позволяет увидеть процесс формирования профессионально-педагогического имиджа работников образовательной организации как целостную систему, а также отделить его составляющие в их единстве и взаимодействии.
Цель моделирования в нашем исследовании заключается в разработке программы формирования профессионально-педагогического имиджа. Реализация поставленной цели происходит с учетом определенных принципов.
В нашем исследовании процесс формирования профессионально-педагогического имиджа обеспечивают следующие принципы: целостности, личностной приоритетности, единства личности и деятельности, саморазвития и реальности. Данные принципы реализуются в рамках педагогического моделирования этого процесса и вместе с главной целью моделирования влияют на содержательное наполнение модели. Так, содержание процесса формирования профессионально-педагогического имиджа было определено следующим образом.
Среди его основных компонентов выделим такие: формирование мотивации на профессиональную деятельность; развитие и улучшение системы знаний по диагностике и создания профессионального имиджа средствами педагогической имиджелогии; активизация клиента имиджа в рефлексивной деятельности [5].
Следующим этапом является определение педагогических условий процесса формирования профессионально-педагогического имиджа. Результативность и успешность процесса формирования профессионально-педагогического имиджа обеспечивает целостность культуры педагогической деятельности.
Таким образом, согласно вышеупомянутому мы считаем, что успешное формирование профессионально-педагогического имиджа возможно при соблюдении следующих условий: сформированность мотивации педагогических работников на профессионально-педагогическую деятельность; создание воспитательной среды, направленной на формирование комплекса формирующих имидж знаний и навыков педагогических работников; рефлексивная активизация и самоорганизация субъекта в педагогической деятельности.
Имиджелогия сегодня исследует наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому целесообразно теперь будет рассмотреть представленный в теоретических источниках и используемый в практике некоторый его инструментарий. Наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, мифологизация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие [4].
В целом работу по формированию имиджа педагогического работника можно представить в виде модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций:
1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на тот, или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями на все происходящее. Именно этот момент является первой точкой отсчета.
2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.
3. Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.
4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в вещный вариант выражения.
Основными критериями и показателями имиджа педагогического работника являются следующие :
1. Субъектный критерий, показателями которого являются мотивационный (сформированность положительного мотива к имиджированию педагога, усвоенность субъектом цели и задач, азов педагогического мастерства, когнитивный (определенность в выборе стратегии, которая бы не противоречила индивидуальности педагога и сложившийся ситуации, осознание педагогом принципиального значения построения имиджа и полное подчинение наставника принципам имиджирования с тщательной проработкой Я-концепции индивида, эмоциональный (педагог – обладатель педагогического имиджа, умеющий дать оценку своему поведению в собственной профессиональной деятельности.
2. Деятельностный критерий – владение способами реализации имиджа педагога, способствующего процессу становления личности младшего школьника; владение способами диагностики проявлений имиджа педагога в профессиональной деятельности; владение способами коррекции и развития имиджа педагога.
3. Оценочный – выбор стиля руководства и стиля общения; комфортная психологическая атмосфера в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Выводы. Таким образом, имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.
Успешное формирование профессионально-педагогического имиджа возможно при соблюдении определенных условий: сформированность мотивации педагогических работников на профессионально-педагогическую деятельность; создание воспитательной среды, направленной на формирование комплекса формирующих имидж знаний и навыков педагогических работников; рефлексивная активизация и самоорганизация субъекта в педагогической деятельности.
Литература:
1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг. – № 4. – 2002. – С. 6-11.
2. Калюжный А. А. Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа личности / А. А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – № 3 (14). – М., ГУУ, 2010. – С. 71-81.
3. Кристунова И. Создай свои имидж / И. Кристунова. – СПБ., 2007. – 192 с.
4. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа : стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. – М. : Омега-Л, 2007. – 273 с.
5. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа : учебное пособие / Е. Б. Перелыгина. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 382 с.